Найти в Дзене

Батарея изобретена на 120 лет раньше своего времени

На рубеже XX века Томас Эдисон изобрел батарею с необычной способностью производить водород. Теперь, 120 лет спустя, аккумулятор вступает в свои права.
Оглавление

На рубеже XX века Томас Эдисон изобрел батарею с необычной способностью производить водород. Теперь, 120 лет спустя, аккумулятор вступает в свои права. Эдисон оснастил свой автомобиль аккумулятором нового типа, который, как он надеялся, вскоре будет питать автомобили по всей стране: никельжелезный аккумулятор. Основываясь на работе шведского изобретателя Эрнста Вальдемара Юнгнера, который первым запатентовал никель-железную батарею в 1899 году, Эдисон стремился усовершенствовать батарею для использования в автомобилях. Эдисон утверждал, что железоникелевый аккумулятор невероятно устойчив и может заряжаться в два раза быстрее свинцово-кислотных аккумуляторов. У него даже была сделка с Ford Motors на производство этого якобы более эффективного электромобиля.

Но с железо-никелевым аккумулятором нужно было кое-что исправить. Он был больше, чем более широко используемые свинцовокислотные батареи, и дороже. Кроме того, когда он заряжался, он выделял водород, что считалось неприятностью и могло быть опасно.

К сожалению, к тому времени, когда у Эдисона появился более совершенный прототип, электромобили постепенно уступили место автомобилям, работающим на ископаемом топливе, которые могли преодолевать большие расстояния без необходимости дозаправки или перезарядки. Сделка Эдисона с Ford Motors отошла на второй план, хотя его аккумулятор продолжал использоваться в определенных нишах, таких как железнодорожная сигнализация, где его громоздкий размер не был помехой.

Но более века спустя инженеры заново открыли для себя никель-железную батарею, как необработанный алмаз. Сейчас он исследуется как ответ на устойчивую проблему возобновляемых источников энергии: сглаживание неустойчивого характера чистых источников энергии, таких как ветер и солнце. А водород, который когда-то считался вызывающим беспокойство побочным продуктом, может оказаться одним из самых полезных свойств этих батарей.

То, что раньше было опасной особенностью батареи Эдисона, оказалось чрезвычайно полезным
То, что раньше было опасной особенностью батареи Эдисона, оказалось чрезвычайно полезным

В середине 2010-х годов исследовательская группа из Делфтского технологического университета в Нидерландах обнаружила применение никель-железной батареи на основе полученного водорода. Когда электричество проходит через аккумулятор во время зарядки, он подвергается химической реакции, в результате которой выделяются водород и кислород. Команда обнаружила, что эта реакция напоминает реакцию выделения водорода из воды, известную как электролиз.

«Мне показалось, что химия осталась прежней», — говорит Фокко Малдер, руководитель исследовательской группы Делфтского университета.

Эта реакция расщепления воды является одним из способов получения водорода для использования в качестве топлива – и совершенно чистого топлива, при условии, что энергия, используемая для запуска реакции, поступает из возобновляемого источника.

Хотя Малдер и его команда знали, что электроды никель-железной батареи способны расщеплять воду, они были удивлены, увидев, что электроды стали накапливать больше энергии, чем до производства водорода. Другими словами, он стал лучше, когда его тоже использовали в качестве электролизера. Они также были удивлены, увидев, насколько хорошо электроды выдерживают электролиз, который может привести к чрезмерным нагрузкам и ухудшению качества более традиционных батарей.

«И, конечно же, мы были довольны тем, что во время всего этого энергоэффективность оказалась хорошей», — говорит Малдер, достигнув уровня 80-90%.

Малдер назвал их творение «баттолизером», и они надеются, что их открытие поможет решить две основные проблемы для возобновляемых источников энергии: накопление энергии и производство чистого топлива, когда батареи полностью заряжены.

«Вы услышите все эти дискуссии о батареях, с одной стороны, и водороде, с другой», — говорит Малдер. «Между этими двумя направлениями всегда было своего рода соревнование, но в основном вам нужны оба».

Возобновляемая стоимость

Одна из самых больших проблем, связанных с возобновляемыми источниками энергии, такими как ветер и солнце, заключается в том, насколько они могут быть непредсказуемыми и непостоянными. Например, с солнечной батареей у вас есть избыток энергии, производимой в дневное и летнее время, но ночью и в зимние месяцы ее запасы сокращаются.

Обычные батареи, например, на основе лития, могут накапливать энергию в течение короткого времени, но когда они полностью заряжены, они должны выделять излишки, иначе они могут перегреться и выйти из строя. С другой стороны, никель-железный баттолизер остается стабильным при полной зарядке, и в этот момент он может перейти на производство водорода.

«Никель-железные батареи устойчивы к недозаряду и могут противостоять недозаряду и перезарядке лучше, чем другие батареи», — говорит Джон Бартон, научный сотрудник Школы механики, электротехники и промышленного производства Университета Лафборо в Великобритании. «При производстве водорода баттолизер добавляет многодневное и даже межсезонное накопление энергии».

Помимо создания водорода, никель-железные батареи обладают и другими полезными качествами, в первую очередь неприхотливостью в обслуживании. Они чрезвычайно долговечны, как доказал Эдисон в своем первом электромобиле, а некоторые прослужили более 40 лет. Металлы, необходимые для изготовления батареи — никель и железо — также более распространены, чем, скажем, кобальт, который используется для изготовления обычных батарей.

Это означает, что баттолизер может сыграть еще одну возможную роль для возобновляемой энергии: помочь ей стать более прибыльной.

Как и в любой другой отрасли, цены на возобновляемые источники энергии колеблются в зависимости от спроса и предложения. В яркий солнечный день может быть много энергии от солнечной энергии, что может привести к перенасыщению и падению цены, по которой энергия может быть продана. Однако баттолизер может помочь сгладить эти пики и впадины.

«Когда цены на электроэнергию высоки, вы можете разрядить эту батарею, но когда цена на электроэнергию низкая, вы можете заряжать батарею и производить водород», — говорит Малдер.

Баттолизер не одинок в этом отношении. Более традиционные щелочные электролизеры в сочетании с батареями также могут выполнять эту функцию и широко распространены в промышленности по производству водорода. Малдер считает, что баттолизер может делать то же самое за меньшие деньги и дольше, благодаря долговечности системы. Это то, что вселяет надежду у сторонников баттолизера.

И хотя водород является прямым продуктом баттолизера, из него также могут быть получены другие полезные вещества, такие как аммиак или метанол, которые обычно легче хранить и транспортировать.

«При наличии баттолизера аммиачная установка будет работать более постоянно и потребует меньше рабочей силы, что приведет к сокращению эксплуатационных расходов и затрат на техническое обслуживание, что позволит производить аммиак самым дешевым и экологически безопасным способом», — говорит Ханс Фрайенхоф, руководитель исполнительный директор Proton Ventures, который инвестировал в баттолизер Малдера.

Увеличение масштаба

На данный момент самый большой из существующих баттолизеров мощностью 15 кВт / 15 кВт-ч имеет достаточную емкость аккумулятора и долгосрочное хранение водорода для питания 1,5 домашних хозяйств. Увеличенная версия баттолизера мощностью 30 кВт / 30 кВт-ч находится в разработке на электростанции Magnum в Эмсхафене в Нидерландах, где она будет обеспечивать достаточное количество водорода для удовлетворения потребностей электростанции.

После прохождения тщательного тестирования цель состоит в том, чтобы расширить масштабы и распространить баттолизер среди производителей зеленой энергии, таких как солнечные и ветряные фермы. В конечном итоге сторонники баттолизера надеются, что он достигнет гигаваттного уровня — что эквивалентно мощности, вырабатываемой примерно 400 ветряными турбинами коммунального масштаба. Бартон видит роль не только в расширении масштабов, но и для небольших батолизеров, которые могут помочь снабжать энергией мини-сети, используемые удаленными сообществами, которые не живут в основных энергосистемах.

Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси была местом рождения многих его изобретений, как тех, которые приобрели популярность при его жизни, так и тех, которые не стали популярными
Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси была местом рождения многих его изобретений, как тех, которые приобрели популярность при его жизни, так и тех, которые не стали популярными

Может помочь тот факт, что электроды баттолизера сделаны из относительно дешевых и обычных металлов. И в отличие от лития, никель и железо при добыче не образуют большого количества отходов воды и не связаны со значительным ухудшением состояния окружающей среды.

Тем не менее, и Малдер, и Бартон видят препятствия, которые необходимо преодолеть с точки зрения эффективности и возможностей.

«Баттолизер действительно выиграет от увеличенной емкости батареи или уменьшенного внутреннего сопротивления», — говорит Бартон.

Внутреннее сопротивление — это противодействие протеканию тока в батарее. Чем выше внутреннее сопротивление, тем ниже КПД. Сейчас Малдер и его команда работают над улучшением этого.

Большая часть потенциала баттолизера скрывалась, будучи у всех на виду с тех пор, как Томас Эдисон впервые начал экспериментировать со своей никель-железной батареей на рубеже 20-го века. Возможно, он ошибался, полагая, что его батарея вытеснит другие транспортные средства на дороге. Но никель-железные батареи могут сыграть роль в замене ископаемого топлива в более широком смысле, помогая ускорить переход на возобновляемые источники энергии.