Кто же это такая?
Баба-Яга - это персонаж славянской мифологии и фольклора, героем сказок и преданий у многих славянских народов. Чаще всего это- уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.
Чем занимается?
1. Она колдует, летает в ступе, обитает на границе леса в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами.
2. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след метлой, или как говорили раньше - помелом.
Откуда появилась?
Сказочный образ Яги появился благодаря знакомству с Сибирскими народами.
Постоянное место обитания Яги — дремучий лес на границе света и тьмы, добра и зла. Подходя к ней, герой обыкновенно говорит: «Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом»! Повернулась избушка, а в ней Баба-Яга: «Фу-фу! Русским духом пахнет...». Тот ей в ответ: «Ты, старая, прежде напои-накорми, а потом про вести спрашивай».
Однозначно , сказка эта придумана людьми, знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбный жиры. Гость, зашедший в юрту в «смазных сапогах», оставлял после себя стойкий запах русского духа».
Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства: гостя полагается сначала накормить, а затем можно расспрашивать.
Двойственность природы Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.
Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей для подростков обряд инициации.
Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
Образ Бабы-яги связывают с поклонением древнему тотему, который относился к покровителям племени и почитался вкупе с культом природы. У неё также прослеживаются черты духа-покровителя племени, так как она вещая, и в сказках именно Баба-яга направляет героя на правильный путь, так как она всё знает. Как семейному духу-покровителю, связанному с культом домашнего очага, ей присущи такие атрибуты, как печь, ступа, пест и помело.
Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят» ).
Хотя тут всё наааамного проще:
Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней Яга занимает всю избу.
А той самой, таинственной избушкой на курьих ножках, являлось не что иное, как широко известный на Севере лабаз – типом хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенным для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников, или же хранения священных изображений идолов.
Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы. Исследователь тюменского Севера В.П. Евладов в своей книге-отчете «По тундрам Ямала к Белому острову» рассказал, как его спутники-ненцы, да и он сам по их требованию, при приближении к святому месту – обиталищу идолов-сядаев, переодевали одежду и шапки задом-наперед (передом-назад), чтобы обмануть злого духа и не навлечь на себя кару за посещение запретной территории.
Вот и пропало всё магическое свойство заклинания для поворачивания избушки, не так ли?
Хотя, по мнению белорусских этнографов, Баба-Яга предстаёт в облике покойника в гробу -домовине, и именно этим объясняется «нос в потолок врос».
Упоминание об огненной реке нас, скорее всего, отсылают к огненной реке Смородине, отделяющий миры Живых и Мёртвых, Навь от Яви.
Получается, что в Русских сказках - Баба-Яга, это некий аналог Греческого Харона, перевозящего души умерших.
По моей версии, Баба-яга — это проводник в мир мёртвых и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в этом самом мире.
Женский образ Бабы-яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Намёком на некогда животный облик Бабы-яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки-на- курьих-ножках .
Внешний облик (костяная нога, железные зубы, длинные седые волосы, отвислые груди, способность чуять запах чужого и т. п.) указывает на связь с демоническими персонажами иного мира, мертвецами (избушка как домовина-гроб);
Образ Бабы-яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство, оно же - Навь). В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых благодаря совершению определённых ритуалов.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд она обязательно топит баньку и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды»