Ваш босс предлагает новую инициативу, которая, на ваш взгляд, не сработает. Ваш коллега выработал для проекта график, который, с вашей точки зрения, нереалистичен. Что вы говорите в тех случаях, когда не согласны с кем-то, кто обладает большей властью, чем вы? Как вы определяете, стоит ли вопрос того, чтобы высказаться? И, если стоит, то, что вы в таких случаях обычно говорите?
Что говорят эксперты?
Стеснение – естественная человеческая реакция при несогласии с начальником. «Наше тело специализируется на выживании, и, таким образом, у нас есть естественное стремление избегать потенциально опасных ситуаций», – пишет Джозеф Грэнни, соавтор книги «Ключевые разговоры» и сооснователь VitalSmarts – компании, специализирующейся на корпоративном обучении. «Суть тревоги заключается в опасении перед наступлением возможных последствий», – добавляет Холли Уикс, автор книги «Непонимание» . Мы сразу же думаем: «Ей это не понравится», «Она посчитает меня занудой», или даже «Меня уволят». И хотя «легче просто согласиться», Уикс считает, что такая позиция не всегда оправдана. Ниже вы найдёте советы, как возразить кому-то, кто обладает большей властью, чем вы.
Реалистично оцените риски
Большинство людей склонны преувеличивать риски, связанные с высказыванием своей точкой зрения. «Сомнения, как правило, начинаются с воображения всего, что может пойти не так», – пишет Грэнни. Безусловно, поначалу ваш оппонент может удивиться и даже расстроиться, но вероятность быть уволенным или получить в его лице пожизненного врага невелика. Прежде всего, автор предлагает вам оценить, «чем вы рискуете в случае, если промолчите », — возможно, проект пойдёт под откос, или же вы потеряете доверие команды — а затем реалистично взвесьте все аргументы против высказывания своего мнения.
Примите решение о том, стоит ли подождать
После оценки рисков вы, возможно, придёте к решению, что лучше отложить высказывание своего мнения. Возможно, «вы не закончили обдумывать проблему, сама дискуссия была сюрпризом для вас, или вы хотите сначала понять, что думает группа», – пишет Уикс. «Если вы считаете, что другие люди также будут несогласны, то, возможно, вы сперва захотите собрать свою «армию». Другие люди могут поделиться информацией или своим опытом, что усилит вашу позицию и придаст ей дополнительное обоснование. «Также отложить разговор следует в тех случаях, если вы находитесь на встрече или в ином публичном пространстве. При обсуждении вопроса в частном разговоре лицо, наделённое властными полномочиями, будет чувствовать себя в безопасности».
Определите общую цель
Перед тем, как поделиться своими соображениями, подумайте, что является важным для лица, наделённого властью. Это может быть, в частности, «доверие со стороны его или её команды, либо безупречное выполнение проекта к сроку», – пишет Грэнни. У вас больше шансов быть услышанным(-ой), если ваше несогласие будет обосновано «высокой целью». Когда вы заговорите, не стоит ожидать, что ваш посыл с самого начала будет ясен. Необходимо выражать свои мысли чётко и избегать двусмысленностей, учитывать обстановку, чтобы вас воспринимали не как докучливого клерка, а как коллегу, пекущегося об общем деле. В этом случае беседа будет «больше похожа на игру в шахматы, а не на боксёрский поединок», – пишет Уикс.
Спросите разрешения возразить
Этот шаг может показаться излишне вежливым, но, как считает Грэнни, он способствует возникновению у лица, наделённого властными полномочиями, чувства «психологической защищённости» и контроля. Вы можете сказать нечто вроде: «Я знаю, что завершить работы планируется в первой четверти. У меня есть основания считать, что это не сработает. Я бы хотел высказать свои соображения. Вы не возражаете?» Таким образом, вы даёте собеседнику выбор, «позволяя вербально выразить согласие», – пишет Грэнни. И, получив положительный ответ, вы будете чувствовать себя увереннее, высказывая своё мнение.
Сохраняйте спокойствие
Возможно, вы почувствуете учащённое сердцебиение или покраснеете, но приложите максимум усилий, чтобы ваши слова и действия выглядели спокойными. По мнению Уикс, если ваша жестикуляция и мимика будут выдавать тревогу или неохоту, это ослабит ваш посыл. В этом случае «вы как бы посылаете неоднозначные сигналы, и ваш собеседник должен решить, как их интерпретировать», – объясняет Уикс. Дышите глубоко, говорите медленно и уверенно. «Когда мы волнуемся, то говорим громче и быстрее. Не тушуйтесь и не переходите на шёпот. Достаточно снизить темп речи и говорить ровным тоном, что будет действовать успокаивающе как на вас, так и на собеседника», – пишет Грэнни. Благодаря этому вы также будете выглядеть уверенным(-ой) в себе, даже если в действительности это не так.
Убедитесь, что вы правильно поняли позицию собеседника
После того, как собеседник выразил согласие выслушать вас, изложите его или её позицию, как вы её понимаете. С какой именно идеей, каким мнением или предложением вы не согласны? Необходимо выразить это максимально чётко, возможно, даже более чётко, чем это сделал сам собеседник. Это должно стать крепким фундаментом для ведения дискуссии. Уикс объясняет: «Вам нужно, чтобы Ваш оппонент сказал себе “Она понимает”. Вам не нужно вовлекаться в перепалку относительно того, правильно ли вы поняли позицию собеседника».
Не выносите суждений
Когда речь заходит о том, что вас беспокоит, постарайтесь максимально внимательно следить за тем, что вы говорите. Грэнни призывает избегать «оценочных слов», таких как «недальновидно», «глупо» или «поспешно», которые могут вызвать у вашего собеседника гнев, а также, по возможности, исключить все прилагательные, поскольку «они могут быть неправильно поняты или восприняты на свой счёт». «Оперируйте только фактами. Например, вместо того, чтобы говорить, что “срок сдачи в первой четверти наивен ”, вы можете сказать “у нас было четыре подобных проекта в прошлом, два из которых мы смогли выполнить в такие сроки, но в тех случаях были особые обстоятельства”». Уикс также советует оставаться сосредоточенным(-ой) и внимательным(-ой): «Оцените диспозицию и убедительно излагайте свою точку зрения на проблему. Постарайтесь, чтобы несогласие выглядело искренним и содержало стоящее развитие мысли».
Сохраняйте скромность
«Старайтесь подчеркнуть, что вы лишь выражаете своё мнение и не претендуете на роль носителя истины в последней инстанции», – пишет Грэнни. «Ваше мнение может опираться на эрудицию и глубокое знание вопроса, но от этого оно не перестаёт быть всего лишь мнением, [поэтому] излагайте его мнение в порядке рабочей гипотезы и слегка приуменьшайте вашу уверенность». «Например, вместо чего-либо в духе “Если мы установим сроком исполнения конец квартала, нам ни за что не управиться вовремя” вы могли бы сказать “Это всего лишь моё мнение, но я не уверен, что мы сможем завершить работу вовремя”». Уикс предлагает использовать больше «направляющих фраз» наподобие «Я размышляю вслух». Подобные фразы открывают простор для диалога. Изложив свою позицию (именно в качестве позиции, не претендуя на истину в последней инстанции), «продемонстрируйте заинтересованность во мнении собеседников», – рекомендует Грэнни. Напомните собеседнику, что это всего лишь ваше личное мнение, а затем побудите его или её к конструктивной критике. Уикс рекомендует использовать фразы наподобие “Поправьте меня, если я ошибаюсь”. Будьте искренне открыты к выслушиванию чужого мнения.
Подчеркните авторитет оппонента
В конечном итоге, окончательное решение, вероятно, будет за лицом, наделённым властью. Например, вы можете сказать: «Я знаю, что право принятия решения за вами. Всё зависит от вас». Как пишет Грэнни, это продемонстрирует им не только то, что вы знаете своё место, но также и то, что у вас есть выбор. Впрочем, не следует отступать от своего мнения или раздавать фальшивые похвалы. «Ваша цель – продемонстрировать уважение к собеседнику, в то же время, сохраняя самоуважение», – пишет Уикс.
Принципы, которые необходимо запомнить
Что необходимо делать :
- Объяснить, что у вас иное мнение, и спросить разрешения озвучить его.
- Кратко изложить, как вы поняли точку зрения или решение собеседника, дав понять, что они вам ясны.
- Говорите медленно — ровный тон голоса будет действовать успокаивающе как на вас, так и на собеседника.
Чего не следует делать :
- Думать, что выражение несогласия повредит отношениям или карьере — последствия зачастую оказываются менее серьёзными, чем мы ожидаем.
- Претендовать на истину в последней инстанции; ограничьтесь простым выражением своего мнения и будьте открыты для диалога.
- Использовать оценочные слова, такие как «недальновидно», «глупо» или «поспешно». Они могут обидеть или оскорбить вашего оппонента.
Пример из практики #1: продемонстрируйте, что с уважением отнеслись к идее
Виктор Чиу, менеджер по развитию бизнеса в компании Centaria Properties , г. Ванкувер, был обеспокоен тем, что его босс, Патрик, собирался принять поспешное решение. Низкие цены на нефть в Канаде создали благоприятные экономические условия для скупки недвижимости, и Патрик считал, что компании следует приобрести небольшой земельный участок с расположенным на нём складом в провинции Альберта. Тогда Виктор сказал: «Экономическое положение Альберты только начало ухудшаться. Цена за баррель составляет $45 и продолжает снижаться без каких-либо признаков приближения стабилизации». Он был обеспокоен тем, что компания могла испытать перенапряжение в случае осуществления покупки, и решил высказать свои опасения.
Виктор посмотрел своему начальнику в глаза и, говоря «ровным, спокойным тоном», попросил Патрика не делать поспешных выводов относительно его предложения. Он сказал: «Я думаю, это отличная идея, но, учитывая, что цены на нефть только начали снижаться и пока не достигли дна, я полагаю, что бóльшие и лучшие возможности должны предстать перед нами в ближайшее время». Он понимал, как важно продемонстрировать уважение по отношению к Патрику и его идее, а также показать, что он, Виктор, беспокоится о судьбе компании. Он также предложил решение: «Прежде, чем принимать решение, давайте немного подождём и посмотрим, представится ли лучшая возможность».
«Если вы не согласны с кем-то, кто наделён бóльшими властными полномочиями, чем вы сами, у вас всегда должна быть конструктивная причина для возражений. В моём случае таковой был выбор правильного момента для покупки», — говорит Виктор. Патрик не только не обиделся, но и с интересом отнёсся к идеям Виктора. В конечном итоге, ими было принято решение подождать с инвестированием.
Пример из практики #2: Покажите, что заботитесь о компании, а не о себе
Майк МакРитчи, владелец консалтингового агентства Critical Path Action , несколько раз был вынужден выразить несогласие с вышестоящими сотрудниками.
На предыдущей работе в качестве исполнительного директора небольшой консалтинговой фирмы он выразил несогласие с тем, как его начальник, владелец компании, собирался решить вопрос медицинского страхования. Начальник хотел опросить персонал на предмет отношения к двум возможным решениям данного вопроса, оставив право окончательного выбора за ними. Однако, «я считал, что это было решением, которое нам как лидерам необходимо было принять самим, а не делегировать всему персоналу», – объяснил Майк. «Я несомненно за обратную связь, но, когда речь идёт о тяжёлом выборе, я считаю нечестным возлагать груз ответственности на плечи сотрудников».
Майк решил поделиться своими соображениями, подчеркнув свою преданность компании и позаботившись о том, чтобы язык его жестов не излучал «неуверенности или нерешительности». Поначалу его начальник был шокирован. Майка знали как сдержанного и замкнутого, и такое открытое выражение несогласие не выглядело типичным для него. Однако, его начальник увидел, что «я пекусь о компании, её лидерах и сотрудниках», – говорит Майк. «Я не преследовал личных целей».
Начальник согласился, что опрос персонала был плохой идеей, и «до сих пор он относится ко мне с уважением», – добавляет Майк. «Если вашей главной заботой является выгода компании, а не ваша собственная, то у вас наилучшие возможности победить».
Редактор компании АКЦЕНТ-центр Елена Д.
Корпоративный английский для сотрудников компаний.