Это уже четвертая книга Тайлер, попавшая ко мне. До неё были "Случайный турист", "Катушка синих ниток", "Клок данс". В планах еще книга "Уроки дыхания", за которую Тайлер получила Пулитцеровскую премию.
Тайлер для меня — своего рода знак качества. Проза, вышедшая из-под её пера, неизменно уютная, тёплая, психологичная, душевная и вместе с тем заставляющая думать. Когда меня спрашивают, кто легко, лирично и просто пишет о проблемах обыкновенной семьи, на ум приходят Тайлер и Флэгг. За атмосферу и очарование я и полюбила этих писательниц.
Итак, "Обед в ресторане"Тоска по дому"". Странное название для ресторана, не правда ли? Конечно, Тайлер назвала ресторан и книгу не просто так: жизни героев книги пропитаны этой тоской по дому, по нормальным семейным отношениям, но, будем реалистами, надежды их не сбудутся. Просто в силу возраста и анамнеза: слишком много лет провели члены этой семьи в атмосфере деспотизма и насилия, обрастая комплексами и выплескивая злость на самых близких.
Осторожно, могут быть спойлеры.
Главная героиня, Перл, вышла замуж очень поздно по меркам тогдашнего общества. Замужество было мечтой, а посему его "скоропостижность" во всех смыслах читателя не удивит. Муж оставляет Перл с тремя детьми и исчезает со страниц романа. Как они живут?
Перл становится деспотичной мамашей, которую боятся и ненавидят собственные дети. Кто-то из них находит в себе силы смириться, кто-то простить, кто-то помнит об этом всю жизнь.
Эзра, бесхарактерный и мягкотелый, всю жизнь проживет с мамой, заботясь о ней и пытаясь как-то наладить семейные отношения между членами семьи. Любимый сын, он мечтает открыть ресторан, а когда ему это удается, называет его "Тоска по дому". Он много раз пытается собрать всех членов семьи в ресторане за одним столом. Но постоянные склоки не дают воплотиться его мечте. Только раз вся семья соберется за одним столом. И по грустному поводу.
Дженни, дочка, заклеванная матерью, всю жизнь вспоминает её закидоны. А когда сама она однажды открывает рот и исторгает в адрес уже своей дочери все те же проклятья и эпитеты, которыми награждала её Перл, что-то в ней меняется. Насчет Дженни автор оптимистичен: ей удается простить мать и самой стать хорошей матерью.
Коди, еще один сын, самый искалеченный, самый недолюбленный, самый озлобленный из детей Перл, пугает своим поведением не только членов своей семьи, но и читателей.
Энн Тайлер обычно пишет книги с хэппи-эндом, но здесь его нет. Здесь такой осторожный оптимизм, хотя кого мы обманываем — чудес не бывает. Книга пропитана безнадегой и каким-то унынием, страхом, тревожностью, бесконечными обидами. Но Тайлер и об этом пишет так, что героям сопереживаешь и размышляешь насчет собственной жизни. Эта книга остаётся в памяти, она из тех, к которым часто возвращаешься в своих мыслях в течение всей жизни.