Найти тему

За кого Христос Себя выдавал

Оглавление

В 11 главе Евангелии от Иоанна мы читаем историю о том, как умер один из близких друзей Иисуса Христа. Фактически, когда Иисус пришел в Вифанию, его друг Лазарь уже четыре дня лежал в гробнице. Давайте рассмотрим более подробно эту удивительную историю об Иисусе и его друге Лазаря. Из написанного в Евангелии от Иоанна и из других упоминаний в Новом Завете о Лазаре и его сестрах Марфы и Марии мы можем предположить, что Иисус Христос был близким другом этой семьи. Оказывается, что Иисус обычно останавливался у Лазаря и его сестер, когда приходил в Иерусалим. «Был один больной, Лазарь из Вифании, из селения Марии, и её сестры Марфы. Это была и Мария, которая помазала Господа миром и отерла его ноги своими волосами; её брат Лазарь был болен. Послали сестры передать ему: Господи, тот, кого ты любишь, болен». (Иоанн.11: 1-3) Ответ Иисуса на просьбу о помощи была необычной. «Когда же услышал, что болеет, тогда остался на два дня на том месте, где находился» (ст. 6). Конечно же, Иисус осознавал то, что Мария и Марфа считали эту ситуацию совершенно неотложной. Почему же Иисус тянул два дня? Был ли он слишком занятым для того чтобы помочь другу, который лежал при смерти. Очевидно, Иисус медлил потому, что он, по крайней мере, частично, знал, что должен делать с Лазарем. Через два дня он сказал апостолам — «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что я не был там, чтобы вы поверили; но пойдем к нему». (ст. 14, 15).

Прибыв в Вифанию, Иисус объяснил Марфе, сестре Лазаря, когда она оплакивала смерть брата — «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, — если и умрет, будет жить. И каждый, кто живет, и верит в меня, — не умрет вовек. Веришь ты в это?»(ст. 25, 26). Это первое из утверждений Иисуса Христа, которые мы рассмотрим в этой главе.

ИИСУС: ГОСПОДЬ, обманщик или сумасшедший?

Тема этого раздела — Иисус: Господь, Обманщик или Сумасшедший? Иисус только что сделал одно из самых впечатляющих заявлений среди когда-нибудь сделанных смертным человеком. Иисус не только утверждал, что может воскрешать мертвых, он пошел еще дальше. Иисус утверждал, что Он сам является воскресением и жизнью. Согласно словам Иисуса, Он сам был источником воскресения для всего человечества. Иисус не говорил, что Он является просто каналом для какой силы большей, чем Он сам, который может воскрешать мертвых. Иисус утверждал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, — если и умрет, будет жить» (Ионн.11: 25-26). Интересный ответ Марии. По сути, она сказала: «Да, Иисус, я знаю, что ты есть воскресение и жизнь. Я знаю, что ты предлагаешь вечную жизнь, но это не то, о чем я прошу. Я спрашивала — не воскресишь ты моего брата Лазаря прямо сейчас. «Какая поразительная смелость. Мария должна была быть очень близка с Иисусом, чтобы такое попросить. В ответ на просьбу Марфы, Иисус пошел к гробнице. Мария, сестра Марфы, плакала и причитала, что Иисус мог бы исцелить Лазаря, если бы пришел раньше. Очевидно, вера Марии не была такой же сильной как у Марфы. И здесь мы читаем одно из самых впечатляющих мест в Евангелии — Иисус прослезился в ответ.

Лазарь был мертв и лежал в гробнице уже четыре дня. Во влажном палестинском климате тело начинает разлагаться уже в первые часы после смерти. Поэтому неудивительно, что в ответ на Иисусову команду отодвинуть камень от гробницы она сказала: «Господи, уже слышен запах, ибо четыре дня уже ему» (Иоанна11:39).

«Сказав это, призвал громким голосом: Лазарь, выходи! И вышел умерший. Руки и ноги его рождены были ремнями, а лицо — платком. Иисус говорит им: развяжите его и, пусть идет». (Евангелие от Иоанна 11:43,44)

Шокирующая сцена! Представьте себе эмоции свидетелей этого события. Избавившись погребальных тканей, окоченелый, но абсолютно живой, Лазарь вышел из гроба, волоча обрывки лохмотья.

«Тогда много евреев, пришедших были к Марии и увидели, что он сделал, поверили в него». (Евангелие от Иоанна 11:45)

Иисус умел делать заявления, которые потрясали землю, сразу же подтверждая их соответствующими действиями. И сразу же после своего заявления Он подтвердил её самым шокирующим и убедительным способом, который можно было себе представить. Давайте теперь вернемся и рассмотрим эту ситуацию с другой позиции. Предположим, что вы были современником этого события, но не непосредственным очевидцем. Представьте себе, что кто-то рассказал вам про Иисуса и Лазаря. Причиной того, что такое большое количество людей поверило в то, что Иисус есть воскресение и жизнь была его собственная жизнь. Но важно не то, что не все свидетели этих впечатляющих событий поверили в Иисуса Христа. Важно то, что они были убеждены в том, что Иисус действительно воскресил Лазаря из мертвых. Однако они не были убеждены в том, что это было чем-то хорошим.

«Некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им, что сделал Иисус. Собрались первосвященники и фарисеи на совет и говорили: что нам делать? Ведь этот человек делает много чудес! Если оставим его, — все поверят в него, и придут Римляне заберут и место, и наш народ. Один из них, некий Каиафа, который был в тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не думаете, что нам лучше, чтобы один человек умер за народ, а не чтобы весь народ погиб». (Евангелие от Иоанна 11:46-50)

Большинство свидетелей поверили в то, что Иисус имеет власть воскрешать людей после их физической смерти. Они увидели, как это случилось прямо у них на глазах, поэтому отрицать было сложно. Но они все, же не поверили, что Он Сам был воскресением и жизнью. Иначе они не хотели, бы убить его. Зачем же нам изучать реакцию тех, кто поверили и тех, кто не поверили словам Иисуса? Дело в том, что если Иисус Христос был обманщиком, если он делал фальшивые и скандальные заявления — тогда наиболее разумной реакцией было бы самое сильное сопротивление. Если Иисус Христос был обманщиком — тогда это очень опасный человек. Фактически, именно так к Нему относился Синедрион. Для них Он был серьезной угрозой. Если же Иисус сумасшедший — тогда наиболее логично было бы, во-первых, полностью отвергнуть Его послание и, во-вторых, запереть Его, пока Он не нанес себе или кому-то вред. С другой же стороны, если Иисус Христос говорил правду, тогда наиболее логично дуло бы отдать ему честь как Господу. Учитывая характер и жизнь Иисуса, Синедрион знал, что Он не сумасшедший, но не желая принять его слова они решили, что Он был обманщиком, самозванцем. Как было сказано ранее, резонной реакцией, для того, кто считает Иисуса обманщиком, было бы, что силы противостоять ему. И это именно то, что они делали. Утверждение Каиафы было ироничным. Он хотел убить Иисуса ради того чтобы спасти еврейский народ. Чуть позже Иисус действительно умер ради спасения Еврейского народа. Но в действительности Иисус умер «чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн.3:16). Итак, в первом из утверждений, которые мы рассмотрим, Иисус назвал себя воскресением и жизнью. При этом Иисус подтвердил свои слова наиболее впечатляющим способом — воскресив Лазаря из мертвых. Когда это случилось, как пишет апостол Иоанн, свидетели происшествия отреагировали по-разному: одни поверили в Иисуса, а другие захотели убить Его. Когда мы рассмотрим другие утверждения Иисуса, мы увидим, что реакция на них всегда была похожей. Иисус сделал очень много утверждений к Себе Самому.

Хлеб жизни

Одно из утверждений Иисуса, которые были наименее понятными для его слушателей, мы находим в Евангелии от Иоанна 6:35. Перед большой толпой людей Иисус смело заявляет: «Я хлеб жизни». Что Он имел в виду? Неужели он утверждал, что Его можно есть? Вряд ли. Может Он утверждал, что обеспечит едой каждого, кто верит в Него, а может и не зависимо от того верят в Него или нет? «После этого Иисус пошел на ту сторону Тивериадского моря в Галилее. И за ним шла большая толпа, потому что видели чудеса, которые совершал над больными. Вышел Иисус на гору и сидел там со своими учениками. Приближалась Пасха — иудейский праздник. Сказал Иисус: рассадите людей. Было здесь много травы. Так расселись люди, числом которых пять тысяч. Взял Иисус хлеба и, отдав хвалу, подал ученикам; ученики же — тем, что расселись; также и рыбу, сколько желали. Когда наелись, велел своим ученикам: соберите остатки, чтобы ничего не пропало. Собрали и наполнили двенадцать корзин кусками из пяти ячменных хлебов, оставшимися от тех, которые ели». (Евангелие от Иоанна 6:1-4, 10-13) Скорее всего значительная часть людей, которая слышала утверждение Иисуса о том, что Он является хлебом жизни, также была накормлена хлебом и рыбой накануне. И совсем не случайно утверждение Иисуса прозвучало после того, как было сделано это чудо. У Иисуса была привычка подтверждать свои слова соответствующими чудесами. А пока давайте вернемся к озеру для того чтобы посмотреть на слова Иисуса в контексте.

«Сказали ему: Какое знамение сделаешь, чтобы мы его увидели и поверили тебе? Что сделаешь? Наши отцы ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус Христос сказал им: истинно, искреннюю говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; Божий хлеб — это то, что нисходит с неба и дает миру жизнь. Сказали тогда ему: Господи, давай нам всегда этот хлеб. Сказал же им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне, — не проголодается, и кто верит в меня, — никогда не иметь жажды. Но я сказал вам, что вы и видели меня, но не верите. Все, что дает мне Отец, придет ко мне, и того, что приходит ко мне, — не выгоню, я сошел с неба выполнять не мою волю, а волю того, кто меня послал Отец. А воля того, что меня послал, — Отец, — есть та, чтобы все, данное мне им, я не потерял, но воскресил последнего дня. Воля Отца Моего и, чтобы каждый, кто видит Сына и верит в него, имел жизнь вечную; и я воскрешу его в последний день». (Евангелие от Иоанна 6:30-40)

Очевидно то, что Иисус не называл себя физической едой и не обещал обеспечивать физической едой. Он утверждал, что является духовной едой, которую кто ест — будет вечно жить. Иисус утверждал, что через отношения с Ним люди могут попасть на Небеса. Ситуация похожа на ту, что произошла у Иоанна 11, где Иисус сотворил чудо — воскресил Лазаря, для того чтобы засвидетельствовать истинность своего духовного утверждения о том, что он является воскресением и жизнью. В этом случае Иисус сотворил хлеб для того чтобы подтвердить то, что Он является хлебом жизни. Интересно то, что заявление Иисуса о том, что Он является хлебом жизни, вызвало у них ассоциации между Иисусом и Моисеем. Они спросили Иисуса, кто дал ему власть, чтобы Он предлагал другим быть его последователями. И напомнили ему, что Моисей дал им хлеб (манну) в пустыне для того чтобы они могли следовать за ним. И Иисус превратил их аргумент против них самих же, указав, что Моисей не давал им хлеб. Это был Бог, Кто дал им манну, которая сошла с небес. Манна, сошедшая с небес, помогла Моисею выполнить миссию данную Богом. Вероятно он сам собирал манну для того чтобы есть. Иисус Христос был совсем другим. Буквально вчера Он дал им хлеб не с небес, а из своих собственных рук. Иисус пошел даже дальше, заявляя, что Он является духовным хлебом, который сошел с неба, чтобы дать праведную жизнь миру. «Я есмь хлеб жизни». Когда ты слышишь такое утверждение из уст смертного человека это звучит настолько вызывающе, что даже не знаешь как на это реагировать. Какой же была реакция толпы? Стали роптать.

«Сетовали на него иудеи, ибо сказал: Я есмь хлеб, сошедший с неба, — и говорили: вот Иисус, Иосифов сын, отец и мать которого мы знаем? Как же теперь говорит [он]: Я сошел с небес?» (Евангелие от Иоанна 6: 41,42)

Их реакция кажется, не очень выраженной и это можно понять, учитывая то, что Иисус только недавно дал им реальный физический хлеб, но в других ситуациях, которые мы рассмотрим в этой главе, ответ был совсем другой. Такие слова как «Это ли не Иисус, Иосифов сын,..». показывают, что они не знали, как реагировать на него. Они еще не решили кто Он – Господь, Обманщик или Безумный. А как насчет тебя?

Утверждения других духовных лидеров

Есть много кандидатов на то чтобы попасть в список известных религиозных лидеров. Но объем этой статьи не позволит нам проанализировать утверждения таких людей как Абдул-Баха́ (основатель религии Бахайи), Нанак (первый гуру в сикхизме), Лао-цзы (автор Дао Дэ Цзин и главный представитель Даосизма), Махавира (самый первый учитель в джайнизм, и современник Будды), Елена Уайт (главная пророчица Адвентистов седьмого дня) и Мун Сон Мён (основатель Церкви объединения, также известной как «муниты»). Мы же рассмотрим в хронологическом порядке только несколько из наиболее известных лидеров мировых религий.

Полезно было бы сравнить утверждения индуистских религиозных лидеров со словами Иисуса Христа. Индуистские писания включают эпос о Кришне, сошедший на землю. Но эти писания однозначно мифические. Поэтому в индуистской религии нет никакой исторической личности, которую можно было бы рассматривать как основателя Индуизма.

Теперь давайте посмотрим на утверждение Будды. Гаутама Будда был исторической личностью и жил с 576 по 487 год до нашей эры. Он был основателем того, что теперь называется Буддизмом. Что же Будда говорил о себе самом? Он называл себя хорошим учителем с правильным подходом к жизни. Среди прочих вещей он предложил восьмиступенчатый путь или философию того как надо жить. Гораздо позже, уже после его смерти, некоторые буддисты утверждали, что Будда делал чудеса, но не существует, ни одной записи сделанного Буддой или его современниками, которые это подтвердили бы. Будда не делал никаких особых заявлений о себе и, тем более, ничего подобного до утверждений Иисуса Христа.

Как же Конфуций? Как и Будда, Конфуций был исторической личностью. Интересно отметить то, что Будда, Конфуций и Махавира были современниками. Конфуций жил с 570 по 478 год до нашей эры. Он исповедовал философию, которая позже развилась в религию теперь известную как Конфуцианство. Теперь, вместе с Буддизмом, это доминирующая религия в Китае. Конфуций также не сделал никаких экстраординарных заявлений о себе самом. Подобно Будде он просто учил жить, как ему казалось, будет мудро. Он подчеркивал традиции и семейное поклонение. Можно сказать, что он был скорее философом, чем религиозным лидером. Утверждение Иисуса и Конфуция никак нельзя поставить в сравнение.

Далее мы рассмотрим утверждение Мухаммеда. Мухаммед однозначно был исторической личностью. Он жил с 570 по 632 год нашей эры и основал религию, которая теперь называется ислам. В известной мере утверждения Мухаммеда были подобными Моисеевых. Он считал себя пророком Бога. Он утверждал, что видел ангелов и то, что он получил через прямое откровение писания, теперь известное как Коран. Мухаммед не делал чудес, не воскрешал мертвых и точно не считал себя божеством.

И теперь давайте напоследок рассмотрим пример более современного религиозного лидера. Анализ его утверждений поможет нам лучше понять, как слова Иисуса могли повлиять на его современников. Жизнь Джозефа Смита поможет нам взглянуть на утверждение Иисуса с более современной перспективы. Джозеф Смит был основателем церкви мормонов (самая большая ветвь этого движения называется Церковь Иисуса Христа святых последних дней). Поскольку Джозеф Смит жил в начале 19 века, нам будет не очень сложно узнать, что он твердил о себе самом. Джозеф Смит сделал о себе утверждение подобные тем, которые сделал Мухаммед. Смит называл себя пороком. Он заявлял, что получил прямое откровение от Бога и, что ангел дал ему золотые таблицы с текстом написанным Египетском языке, который он перевел на английский (Джозеф Смит и мормоны утверждают, что эти таблицы были забраны ангелом на небеса. Поэтому, было бы мудро, вообще подвергнуть сомнению их существование, не говоря уже об аутентичности). Так называемый перевод содержания таблиц называется Книгой Мормона. Джозеф Смит никогда не претендовал на способность делать такие чудеса, которые мы видим в Новом Завете. Он не считал себя мессией, безгрешным или божеством. Учитывая недостатки характера Смита, его утверждения оказываются сомнительными, но в любом случае они даже не приближаются к Иисусу.

В последнее время стало очень популярно сравнивать личности Мухаммеда, Иисуса Христа, Будды и других религиозных лидеров как будто они имеют примерно одинаковый статус. Учитывая утверждение религиозных лидеров упомянутых выше, и предполагая, что утверждения других, чьи утверждения не были рассмотрены в деталях, в голову приходит вопрос. Можем ли мы, оценив утверждения Иисуса и сравнив их с другими сказать, что такая позиция обоснована? Можем ли мы сказать, что индуизм, ислам, буддизм, христианство и другие из многочисленных религий являются лишь различными путями к той же цели?

Очевидно, что свидетельства говорят сами за себя.

Другие утверждения Иисуса

Давайте снова вернемся к нескольким основным утверждений Иисуса, записанным в Евангелии от Иоанна.

«Исследуйте Писания; вы ведь считаете, что в них есть жизнь вечная, — а они свидетельствуют обо Мне. И не хотите прийти ко мне, чтобы иметь жизнь». (Евангелие от Иоанна 5:39,40)

В этом отрывке есть, собственно, два утверждения. Во-первых, Иисус заявляет, что те, кто придут к нему, будут иметь жизнь вечную. Это довольно похоже на утверждение о хлебе жизни, поэтому мы обратимся к другому утверждению, содержащееся в этой цитате. В приведенном отрывке, Иисус говорит, что Ветхий Завет содержит пророчества о специфических деталях его жизни. Похожий отрывок из Евангелия от Луки поможет прояснить, что подразумевается:

«И сказал им: вот слова, которые я сказал вам, еще, будучи с вами: Надо, чтобы сбылось все написанное обо мне и в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах». (Евангелие от Луки 24:44)

Учитывая, что Закон, Пророки и Псалмы были тремя частями еврейского Ветхого Завета, Иисус утверждал, что все пророчества о Мессии в Ветхом Завете написаны о Нем. Он также утверждал, что в Нем исполнились все мессианские пророчества. В Евангелии от Иоанна 5:39,40 и Луки 24:44 Иисус настаивает на том, что факт исполнения пророчеств о Спасителе в его лице является достаточным доказательством того, что он и есть Мессия — доказательство достаточно сильно для того чтобы только те, кто упорно отказываются верить пришли к какому-то другому выводу.

Это еще один пример утверждений Иисуса, которое Он подтвердил своими делами. Иисус утверждал, что является Мессией и подтвердил это исполнением пророчеств про Мессию. Как же реагировали слушатели на такое заявление? Те, кто не были готовы принять безоговорочные показания из-за того, что не были готовы выйти на свет, отказались поверить. Но многие всё же поверили в Иисуса Христа. На самом деле, исследуя книгу Деяний Апостолов, вы увидите, что пророчества о Мессии всегда или почти всегда были частью проповедей в ранней Церкви.

Делал ли еще кто-то подобные заявления? Мун Сон Мён утверждал, что определенные пророчества указывают на него. Джозеф Смит также утверждал, что некоторые из пророчеств Ветхого Завета исполнились в его движении. Другие же прямо или косвенно выдавали себя за Мессию, но не было никого столь смелого, чтобы утверждать, будто в нем исполнились все пророчества о Мессии. Учитывая, что согласно Ветхому Завету Мессия должен родиться в Вифлееме, уже это одно пророчество имеет отмести почти всех возможных претендентов на выполнение всех пророчеств о Спасителе. Можно привести много других примеров.

Без греха

Следующее утверждение Иисуса, которое мы собираемся рассмотреть находим в Евангелии от Иоанна 8:46. Будьте готовы к этому впечатляющему заявлению.

«Ваш отец — дьявол и вы хотите исполнять желания отца вашего. Тот был душегубом изначально и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, тогда свое говорит, ибо он лжец и отец его. А когда я правду говорю, — не верите мне. Кто из вас оспорит меня в неправде? Если правду говорю, то почему вы не верите?» (Евангелие от Иоанна 8:44-46)

Какая смелость! Иисус открыто утверждает, что он безгрешен! Или делал когда-то кто-либо подобные заявления? Даже глупый человек не рискнет сделать такое заявление. Иисус провозглашает перед большой толпой людей, многие из которых знали его с детства, что он никогда не грешил.

В этом случае реакция толпы является очень красноречивой. Можно предположить, что после того как прозвучал этот невероятно смелый вопрос, наступила тишина. Наверное, его слушатели вернулись в своей памяти к прошлому. Когда он перевернул столы в храме? Но, несмотря на эмоции, он себя полностью контролировал. Должен признать, что это был истинно праведный гнев. А как со случаем, когда он ослушался своей матери отказавшись прийти, домой и перестать проповедовать? Разве Иисус не нарушил заповедь подчиняться родителям? Собственно нет, ведь скорее мы должны слушать Бога, чем людей. Далее слушатели, наверняка, подумали: «а какой бы была бы реакция, если бы я сделал такое заявление о себе?» Наверное, люди в толпе пытались вспомнить хоть один пример, когда Иисус согрешил . И вероятно даже верующие были смущены этим впечатляющим утверждением. Какой же был ответ? Или привел, кто хоть один пример, когда Иисус согрешил? Нет! Никакого. Так как они не могли привести ни одного греха, их ответ был: «Разве не так мы говорим, что ты самарянин и беса имеешь?» (Иоанн.8: 48). Какой же у них оставался выбор? Иисус Христос был или обманщиком (самарянин — это довольно близкий эквивалент к слову обманщик) или же сумасшедший (бесноватый). Это единственный вариант, который остается, если утверждение Иисуса не является правдивым.

Но утверждения Иисуса все равно останутся без ответа. Они могли обвинить его в обмане или сказать, что он сумасшедший, но они не могли обвинить его в грехе. Иисус никогда не грешил. Эта смелая и категоричная правда звучит сквозь века. Иисус Христос был без греха.

Я — Бог

Конечно же, читатель уже убедился, что Иисус сделал некоторые смелые заявления — такие заявления, которых ни один человек в здравом уме не делал. И Иисус еще выше поднимает планку. Утверждение в Евангелии от Иоанна 8:49-59 и 10:27-30 довольно похожими поэтому мы рассмотрим их вместе. «Ответил Иисус: Я не имею беса; но уважаю моего Отца, а вы меня презираете. Я не ищу Моей славы: есть тот, кто ищет и судит. Истинно, истинно говорю вам: если кто сохранит мое слово, не увидит смерти вовек. Сказали ему иудеи: Вот теперь мы узнали. И Авраам умер и пророки, а ты говоришь, что когда кто сохранит мое слово, не вкусит смерти никогда. Ты больше нашего отца Авраама, который умер? Да и пророки умерли. Кем себя самого делаешь?»

«Ответил Иисус: если я прославлять себя самого, то слава моя — ничто. Это мой Отец меня прославляет, — тот, о котором вы говорите, что он является нашим Богом; вы его не узнали; я же его знаю. И если скажу, что не знаю его, то буду подобный вам — лжецом, но я его знаю и сохраняю его слово. Авраам, отец ваш, рад был бы увидеть мой день — и увидел, и возрадовался. Сказали ему на это иудеи: Не имеешь еще и пятидесяти лет, а уже видел Авраама? Иисус Христос сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам был, — я есть».

Утверждение, на которое мы обратим внимание, находится в последнем отрывке цитаты и до этого Иисус сделал другое интересное заявление. Иисус Христос сказал евреям, если они будут соблюдать его слова, то они вовек не увидят смерти. Иисус не говорил о смерти физического тела. Иисус утверждал, что через соблюдение Его слов люди могут избежать второй смерти. [Вторая смерть это библейский термин, который означает ад (Откровение 20:14)]

После того как Иисус Христос сказал, что он является источником вечной жизни, а люди еще раз назвали его бесноватым (ближайший эквивалент в Новом Завете в слова безумный). Они с сарказмом спросили Иисуса: «Кем себя самого делаешь? Не хочешь ли ты сказать, что ты больше Авраама?»Если перефразировать слова Иисуса, Он сказал: «Да я гораздо больше Авраама. Он предсказал мой приход и был счастлив. «Люди в толпе почти онемели при этих словах. «Что? Ты видел Авраама?»

Ответ Иисуса был наиболее потрясающей из всех когда-нибудь услышанных. «Прежде чем Авраам был, — я есть».

Правильно ли сделан здесь перевод? Не будет ли более правильным перевести: «Прежде чем Авраам был, — Я ЕСТЬ».

В книге Исход третьей главе, когда Моисей спросил Бога что ему сказать людям, если его спросят как зовут того, кто послал тебя. Бог ответил ему: «Так скажи сынам Израилевым: » Иегова послал меня к вам» (Исход 3:14). У Иоанна 8:58 Иисус говорит людям: «Я Бог Всемогущий!» Он мог сказать: «Я был еще до Авраама», но нет. И это не случайность. Иисус Христос сказал людям: «Я — Бог». Некоторые настаивают, будто Иисус никогда не говорил, что он есть Бог. И они говорят это, несмотря на такие отрывки как Иоанн.8:58. Если Иоанн точно воспроизводит события, тогда Иисус же утверждал, что он является Богом. Как еще мы можем убедиться том, что Иисус утверждал, что он является Богом? Посмотрите на реакцию толпы.

«Тогда взяли каменья, чтобы бросать на него. Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя между ними, и направился дальше». (Евангелие от Иоанна 8:59)

Для того, кто знаком с третьим разделом книги Исход, понятно, что имеется в виду. И толпа также четко это поняла. Теперь они не стали говорить, что он лжет или, что он сумасшедший. Они просто взяли камни, чтобы убить его. Это же чистой воды богохульство. Иисус говорит, что он Бог! Для тех, кто еще не убедился, давайте перейдем к следующему отрывку. В Евангелии от Иоанна десятой главе мы видим Иисуса в Иерусалиме зимой. Люди находились в неопределенности. И они просили его определиться по поводу — будет ли он публично заявлять, что является Мессией или нет. В ответ Иисус дал им даже больше, нежели они просили.

«Мои овцы слушаются моего голоса, и я их знаю, и идут за мной, и я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не заберет их из моих рук. Мой Отец, который дал их мне, есть больше всех, и никто не может забрать их из руки Отца Моего. Я и Отец — мы одно». (Иоанна 10:27-30)

Когда Иисус Христос сказал, что Он и Отец одно, то он утверждал, что есть Бог. Это нельзя сравнивать, например, с тем как члены одной сплоченной группы говорят: «Мы одно» Иисус откровенно утверждал, что является равным Богу. Если вы думаете, что здесь может быть какое-то недоразумение, тогда посмотрите на реакцию евреев в ответ на заявление Иисуса:

«Опять иудеи взялись за камни, чтобы его побить. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего. За какие из этих дел хотите побить Меня камнями? Ответили ему иудеи: Не за добрые дела камнями побивающий тебя, но за богохульство, и что ты, будучи человек, делаешь себя Богом». (Евангелие от Иоанна 10: 31-33)

Итак, евреи сказали, что Иисус утверждал, что он является Богом. Или опроверг Иисус свои слова? Сказал ли он что-то вроде: «Подождите, друзья, вы меня не правильно поняли. Я не говорю, что есть Бог. Я имел в виду то, что я очень близок к Нему. «Ничего подобного. Вместо того, чтобы отрицать их обвинения Он сослался на большое количество чудес, которые Он сделал, для того чтобы подтвердить Свою власть делать подобные утверждения. Кто еще в истории человечества говорил, что есть Бог? Иисус не говорил, что Он является одним из богов, Он утверждал, что является Единственным Богом. Даже патологические лжецы не настолько глупы чтобы сделать такое заявление. Так, некоторые люди с серьезными психическими расстройствами говорили, что они являются Богом, но, конечно же, никто не воспринимает их всерьез, поскольку они никак не могут это подтвердить. Однако факт остается фактом — один человек сделал такое заявление перед людьми, которые хорошо его знали и многие из них приняли это утверждение и пошли за ним. Те же, кто не были готовы принять это утверждение, отдали предпочтение другим вариантам. Они взяли камни, чтобы побить Иисуса Христа. Какая же реакция является резонной по отношению к человеку, который делает такие заявления? Кто этот человек?

Единственный путь

Размышляя над тем, какая же реакция была бы наиболее резонной на утверждения Иисуса, давайте посмотрим еще на одно из этих утверждений, которое находится в Евангелии от Иоанна 14:6-7:

«Иисус говорит ему: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, как только через меня. Если бы вы меня знали, то знали бы моего Отца. Отныне знаете его и видели его». (Евангелие от Иоанна 14: 6,7)

Конечно же, это утверждение не является столь радикальным, как упомянутые до этого. Иисус провозгласил евреям и опосредованно нам, что он является единственным путем к Богу для того, чтобы мы могли иметь отношения с Ним. Но именно это утверждение вызывает больше всего споров в религиозном контексте в наше время. Как мы уже упомянули ранее, сейчас очень распространено мнение о том, что Иисус Христос был просто хорошим человеком, и Он показал нам один из многих путей познания истины. И такой взгляд не согласуется с тем, что Иисус Христос сказал в Евангелии от Иоанна 14:6. Многие утверждали, что провозглашают истинный путь к Богу, но кто утверждал, что его путь является единственным? Так, некоторые люди не в своем уме делали такие заявления, но не было никого, кто бы сделал такое утверждение публично и был бы воспринят серьезно. К сожалению, по крайней мере, для этого исследования, Иисус Христос сказал эти слова только перед своими учениками, поскольку нам было бы интересно увидеть реакцию тех, кто не готовы принять позицию Иисуса Христа. Хотя не трудно было бы представить себе реакцию толпы. Можно предположить, что там никто не назвал бы Иисуса хорошим учителем с хорошей философией. Не трудно было бы себе представить такие ответы как «бесноватый», «он обманывает народ» или «давайте закидаем его камнями», но трудно себе представить, чтобы кто остался равнодушным.

Резонный ответ

Итак, мы приближаемся к логическому завершению. Какой же ответ на утверждение Иисуса является самым более резонным? Иисус утверждал, что он является единственным путем к Богу, что в Нем исполнились все пророчества Ветхого Завета о Мессии, то, что Он является хлебом жизни и то, что Он воскресит мертвых. Он утверждал, что является Богом в плоти.

С логической точки зрения, возможные ответы кажутся ясными. Можно принять то, что Иисус Христос был тем, кем Он себя и провозглашал. И если мы признаем слова Иисуса — тогда резонно было бы ответить, так как те, кто услышали первую проповедь Евангелия: «Что же нам делать, мужи братья?» (Деяния 2:37). Если же вы не принимаете слова Иисуса, которая тогда ответ? В наше время бросание камней не имеет смысла. Более резонно было бы активно противостоять христианскому учению. Если Иисус Христос был обманщиком — тогда Он точно не был «хорошим учителем». И если Иисус не является единственным путем тогда, наверное, Он не является путем к Богу вообще. Есть только две резонные реакции на утверждение Иисуса: либо принять Иисуса как Господа своей жизни, со всеми вытекающими последствиями, или же решительно отвергнуть его учение как обманное или даже опасное.

Почему же тогда так мало людей в современном мире реагируют на учение Иисуса таким образом? Большинство людей либо игнорируют его, или же принимают его просто как хорошего учителя. Некоторые даже признают его Господом, по крайней мере, в теории, но на самом деле не делают его Господом своей жизни. Относительно мало людей реагируют так, как описано выше. Одно из возможных объяснений является то, что упомянутые ответы являются «логическими», но люди не являются логическими. Нам нравится думать о себе, что мы нелогично, и детальный анализ человеческой психологии показывает, что в действительности мы являемся более эмоциональными, чем логическими существами. Когда возникает конфликт между интеллектом и эмоциями или глубокими желаниями — интеллект почти всегда проигрывает. Сердце управляет человеком, даже если этот человек не признает того, что имеет «сердце».

Другим возможным объяснением может быть то, что многие по-настоящему еще не сталкивался с учением Иисуса Христа. Это может быть человек, который не претендует на то чтобы быть христианином или же человек, который никогда не читал Библию . Это может быть и человек, который ходит в церковь. Потому что не все те, кто ходят в церковь действительно сталкивались с Иисусом Нового Завета. И это является миссией тех, кто принял учение Иисуса, донести его до как можно большего количества людей для того чтобы эта нелогичная реакция могла быть изменена на более логичную.