Известно, что Усман назначал на ответственные должности своих родственников из племени Умейя. В результате чего была отстранена группа сподвижников, которых заменили родственники Усмана. Такая политика стала поводом для критики. Одним из смутьянов был иудей Абдулла ибн Саба, который разжег огонь смуты и сыграл очень важную роль в смуте, в результате чего был убит Усман, да будет доволен им Аллах.
Передает Ибн Касир, что группа жителей Куфы восстала против своего правителя Саида ибн аль-Аса. Они отправили к Усману людей, чтобы получить от него объяснения по поводу отстранения многих сподвижников и назначения вместо них своих родственников из рода Умайя. Они явились к нему и грубо с ним поговорили. Тяжело было Усману слышать упреки в свой адрес. После этого Усман послал за наместниками областей, вызвав к себе в срочном порядке Абдуллу ибн Амира, Муавию ибн Абу Суфьяна, Абдуллу ибн Саада. Для участия в совете Усман позвал также и Амра ибн аль-Аса. Это было закрытое заседание, во время которого в процессе обсуждения должен был выработаться новый план в свете последних полученных сведений. Однако мнения разошлись. В результате чего Усман решил оставить своих наместников на местах и смягчить сердца бунтовщиков деньгами. Также он велел отправить их на войну и охранять границы. [1]
После этих событий появилась группа сыновей сподвижников, которые стали подстрекать людей выступить против Усмана и проявлять своё недовольство по отношению к его деятельности. Это стало результатом подрывной деятельности главного зачинщика смуты в Египте Абдуллы ибн Саба. Он мобилизовал шестьсот человек для выступления в Медину под видом паломников. На самом же деле он отправил их, чтобы посеять смуту в самой Медине. Когда они приблизились к Медине, Усман отправил к ним Али ибн Абу Талиба, чтобы он поговорил с ними и вернул их обратно домой. Встретив его в Джухфе, они стали возвеличивать его и говорить о нем хвалебные речи после того, как Абдулла ибн Саба совратил их умы, наполнив их головы заблуждениями и вымыслами. В ответ Али говорил с ними грубо. Они пожалели о содеянном и сказали:
«Ради него вы восстаёте против правителя и защищаете его права перед халифом?!»
Затем они вернулись, откуда прибыли, ничего не добившись.
Когда Али вернулся, он сообщил Усману об их возвращении и посоветовал ему обратиться к людям с проповедью, в которой он должен был выразить сожаление о приближении своих родственников к власти и объявить им о своем покаянии.
Усман послушал совет Али и в пятницу произнес проповедь перед людьми:
«О Аллах, я прошу у Тебя прощения, я первый, кто кается в содеянном».
После этого он заплакал и заплакали вместе с ним люди. Затем он сообщил людям о том, что он отправит в отставку Марвана и его родственников.
Однако Марван ибн аль-Хакам пришел после этого к Усману, порицая его и даже злясь на него, и сказал ему:
«Как бы я хотел, чтобы твоя речь была сказана тогда, когда ты находишься в полной безопасности. Тогда бы я был первым кто согласился с ней и поддержал ее. Однако ты произнес эту речь, когда дело приняло опасный оборот. Клянусь Аллахом, пребывание в грехе, прося прощения за него, лучше покаяния, которого боишься. И если бы ты хотел покаяться, то решился бы на это без того, чтобы признаваться нам в своей вине».
Затем Марван сообщил ему о группе людей, стоящих у двери, и тогда Усман поручил ему выйти к ним и поговорить с ним так, как сам Марван пожелает. Выйдя, Марван сказал людям грубые слова, тем самым испортив все то, что исправил Усман, Он сказал им:
«Вы пришли, желая вырвать власть из наших рук. Уходите прочь отсюда. Клянусь Аллахом, если вы нас не оставите, то непременно столкнетесь с тем, что вам не понравится, и последствия чего будут для вас нежелательными».
Когда Али узнал о случившимся, то, будучи в гневе, пришел к Усману и сказал ему:
«Доволен ли ты Марваном, который желает тебе отклониться от религии и здравого смысла? Клянусь Аллахом! Марван не заслуживает доверия ни относительно религии, ни относительно себя самого. Клянусь Аллахом! Я полагаю, что он предаст тебя. Отныне я больше не стану тебя упрекать».
После того как вышел Али, к Усману зашла Наиля, слышавшая слова Али. Она сказала:
«Мне сказать или промолчать?»
Усман ответил:
«Говори».
Тогда она сказала:
«Я слышала, как Али сказал, что больше к тебе не придет из-за того, что ты подчинился Марвану во всем, что тот пожелал».
Он сказал ей:
«Дай мне совет».
Наиля сказала:
«Бойся одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища и следуй путем двух своих друзей (Абу Бакра и Умара — прим. пер.), которые были до тебя. Если ты будешь подчиняться Марвану, то он погубит тебя. Аллах не ценит, не уважает и не любит Марвана. Отправь к Али с тем, чтобы примириться с ним, ибо он близок тебе и его не ослушаются».
Усман отправил к Али, но тот отказался явиться к нему, сказав:
«Я уже оповестил его, что не приду к нему вновь».
Этот случай стал началом проблемы, которая разожгла пламя смуты и облегчила путь достижения своих самых скверных целей тем, кто только и ждал этого.
[1] См. «Аль-Бидайя ва-н-Нихайя» Ибн Касир (7/167) и «Тарих ат-Табари» (4/333).