Найти тему
Я- беспокойная!

Афоня-это навсегда.

Советское кино- отдушина для людей, которые были рождены в СССР. Эти фильмы смотрятся, пересматриваются и каждый раз заставляют то смеяться, то плакать, то задуматься о чем- то своём личном...Игра актёров, в большинстве своём, не даёт даже вспомнить о том, что это не живые персонажи, а роли- настолько профессионально они были сыграны. То же самое можно сказать и работах режиссёров, сценаристов, операторов и многих других причастных к процессу киносъёмки людей, чьи имена незаслуженно остались за кадром. Сами фильмы уже сняты, десятки тысяч раз просмотрены огромным количеством людей и разбирать их по "косточкам" не хочется. Они уже давно стали классикой- ведь никому не приходит в голову, в очередной раз прослушивая "лунную сонату", обсуждать и тем более осуждать гармонические решения Бетховена!

Меня лично привлекают сами человеческие типажи, которые настолько талантливо сыграны актёрами, что кажутся выхваченными из жизни со всеми своими недостатками и достоинствами. Поэтому, частые диалоги и монологи на тему: Я не понимаю Васю, Надюху, Малосельцева, Лукашина и т.д., кажутся мне бессмысленными. Это просто образы, причём весьма правдоподобные. Ведь все мы люди и бываем не только положительными и порядочными, но и хамоватыми, робкими, трусливыми, хвастливыми, меркальтильными и несть нам числа. Вряд ли найдётся среди нас с вами много товарищей, которые положа руку на сердце могут сказать:-"Я всегда вёл себя только достойно и ещё раз достойно!" Поэтому эти герои так и привлекают: никому не интересно смотреть на постный и непогрешимый идеал- ну нет там ничего близкого и родного)!

Герои Данелии занимают особое место в советском кинематографе. Отрицательные- несовершенны по -особому: при всех отталкивающих своих человеческих качествах- их жалко, они вызывают сочувствие, потому что ясно- безвыходная ситуация, в которую они себя загнали, так никуда и не денется, это останется с ними до конца. Вот Бузыкин- жалкий, мало кому приносящий пользу, разве иногда по слабоволию своему -чужим, но никак не близким людям. Ну и сегодняшний герой- Афоня. Сколько раз просматриваю этот фильм и каждый раз такое ощущение, что живу в этот момент там, в советских многоэтажках: во дворах, которые в конце 70-х, начале 80-х были одинаковыми во всех городах; на производственных "летучках"; в свеженьких однушках с зелененькими или желтыми бумажными обоями в сиротский цветочек и кухней, выкрашенной страшненькой масляной краской. И таких полуалкашей- сантехников бродило по дворам изрядно. Но разве кто- нибудь задумывался, что это за люди, почему они стали такими, готовыми променять всё на бутылку, каким образом жизнь сумела опустить их на самое дно, не давая шансов подняться. Вот как раз этот момент, когда человек стоит на распутье, и показал великий Денелия. Ещё чуть- чуть по одной дороге и из главного героя получится такой-же ненужный обществу Федул.

-2

Пару шагов в другую сторону- и появляется надежда вырваться, разорвать порочный круг, в котором, казалось бы, неплохо, но бессмысленно влачит свое существование Афанасий, которого все давно пренебрежительно называют Афоней, кроме непонятно почему влюблённой в него девушки и ещё одного случайного приятеля, который неожиданно появился в его жизни.

-3

Когда я смотрела это кино в молодости, то казалось совершенно ясным, что вот, приехала Катя и теперь все будет хорошо. Теперь же, исходя из опыта прожитых лет, так же становится ясно совсем обратное: афоня- это навсегда. Сущность человека не меняется-это как ствол дерева: каким вырос, таким и останется. Бывают кардинальные перемены в сознании под давлением чрезвычайных обстоятельств, когда люди обращаются к Богу, меняют все в жизни и становятся другими людьми. Но такие случаи редки и вряд -ли это может произойти с человеком, похожим на героя Куравлева. Особенно неприятно то, что таких афонь кругом очень много: просто они не всегда сантехники. Ведь каждый наверняка сталкивался с закоренелыми эгоистами, способными сделать что- то хорошее исключительно только "полезным" людям. Бросающими своих жён, детей, пожилых родителей, способными подвести в любой момент и не ценящими никого, кроме себя. У них всегда есть оправдание своим поступкам и они уверены в том, что живут правильно. В какие- то моменты они могут быть сентиментальными, даже, вроде и добрыми, но это быстро проходит. И киношное афонино отрезвление никогда для них не наступит. Да и Георгий Данелия тоже не особенно верит в исправление своего героя. Иначе бы фильм не окончился такой слабой, почти призрачной надеждой на что- то хорошее. Оговорюсь, что у каждого свое мнение по поводу последних кадров этого фильма. Оптимисты верят в сказки с хорошим концом, а пессимисты, даже если видят этот счастливый финал, то спрашивают-:"А что дальше- то"? Хотя я уверена в том, что такой вопрос задают как раз- таки реалисты. И действительно: дальше ничего хорошего не может быть по определению. Афоня останется Афоней. В тяжёлые моменты он будет без зазрения совести пользоваться Катей, а когда дела будут потихоньку "устаканиваться", отправится искать женщин, которые любят "энергичные танцы". И ничего с этим не поделаешь.

-4

Верная Катя, которую угораздило "вляпаться" в такого мужика- афоню, будет страдать, пртически в одиночку воспитывать детей, верить в очередные обещания, утешать, вытирать ему слезы и ,пардон, сопли и ждать, когда наступит хорошая жизнь, которая по определению с таким типом мужика не может наступить никогда.

-5

На мой взгляд, есть ещё объяснение почему режиссёр поставил знак вопроса в конце фильма. Всё же это был 1975 год и советская система требовала перевоспитания пьяниц и тунеядцев. Да, Афоню уволили, но по стандартам того времени, человек ещё должен был изменить свое отношение к жизни и стать полноценным членом социалистического общества. Данелия -же, ни в одном своём фильме этим стандартам полностью не следовал. Между строк всегда читается не то, что казалось бы лежит на поверхности. Обратите внимание, в фильме "Афоня" нет ни одного до конца положительного героя, как это и бывает в реальности, а отрицательные тоже вызывают смешанные чувства. Много мы встречали в жизни таких гуляк и пьяниц, которые все равно были частью социума. И их если и не воспринимали совсем уж терпимо, то не удивлялись, что они присутствуют в жизни общества. А вот терпеливые Кати, из - за своего непонятного самоотречения, вызывают больше раздражения, чем жалости.

-6

Конечно, жизнь- это жизнь, а кино- это кино. Но фильмы режиссёров, уровня Данелии и прекрасные актёры, уровня Куравлева, Симоновой, Леонова и Брундукова( да и весь актёрский состав фильма), не могут не заставить нас не только оглянуться вокруг, но и присмотреться повнимательнее к себе: не прячется ли где- то в закоулках души часть от афони или подобному ему персонажу.