Найти тему
The Test Drive Family

Как умирали компактвэны в России. Что мы называли этим словом раньше, и что называем теперь?

В 1997-м году компания Renault представила автомобиль Megane Scenic, который открыл собой абсолютно новый класс автомобилей, который в русском языке был обозначен как компактвэн.

Renault Megane Scenic 1997 года.
Renault Megane Scenic 1997 года.

В чем суть этих машин? Логика простая: автомобиль построенный на базе хетчбэка класса C, только с увеличенным в размерах кузовом и, соответственно, более просторным салоном. Поначалу это были 5-местные машины, но позже начали появляться удлинённые версии, у которых в полу багажника прятались еще два дополнительных места.

-2

Название класса "компактвэны" подчеркивает, что эти автомобили меньше, чем минивэны, которые базируются уже на платформе автомобилей класса D, например Volkswagen Sharan, Ford Galaxy, Renault Espace.

Класс стал очень динамично развиваться. Конкуренты достаточно быстро добавили компактвэны в свои модельные ряды. Так мир увидел Citroen Xsara Picasso, Ford Focus C-Max, Opel Zafira, Volkswagen Touran, Toyota Corolla Verso, Hyundai Matrix, Kia Carens, Chevrolet Rezzo и много других классных семейных машин. Ниже в карусели Вы можете вспомнить как они выглядели в разных поколениях.

С годами компактвэны становились все более самостоятельным классом автомобилей, а не просто раздутыми хетчбэками C-класса. Scenic лишился в названии приставки Megane, C-Max потерял приставку Focus, то же случилось и с приставкой Corolla у модели Verso.

Все эти автомобили пользовались большой популярностью. Людям нравилось иметь вместительный и одновременно с этим комфортный и компактный автомобиль по цене лишь немного превосходящей обычный хетчбэк.

-4

На волне популярности этого класса, даже премиум марки выпустили свои вариации на тему компактвэнов: Mercedes-Benz на базе A-classe создали B-Klasse, а в BMW вообще устроили внутреннюю революцию, потому что появившийся на свет 2-series Active Tourer стал первым в истории переднеприводным BMW!

Но в начале 2010-х годов начался так называемый "кроссоверный бум". Люди стали активнее покупать машины, которые позволяли сидеть высоко, имели большой клиренс (хотя временами это был чистый маркетинг и клиренс был меньше, чем у иных седанов), и снаружи напоминали настоящие внедорожники. Все же помнят нарицательное слово "джип" из детства - вот и хочется почувствовать себя в "джипе", а не в компактвэне, хотя по многим потребительским свойствам ни один кроссовер не мог дотянуться до компактвэнов: простор в слоне, всякие бардачки и ящички, столики для задних пассажиров, зеркальце для присмотра за детьми и многое другое - только спустя много лет кроссоверы обзавелись похожими качествами.

Повышение спроса на кроссоверы повлекло неизбежное падение спроса сразу на два типа кузова: универсалы и компактвэны, о которых и идет речь в этой статье.

Постепенно, производители стали уменьшать выделяемые квоты для нашего рынка, потом стали сокращать комплектации, в попытке привлечь покупателей ценой, а потом и вовсе стали выводить компактвэны из модельного ряда, представленного в России.

Renault Scenic перестал ехать к нам после третьего поколения - новое четвертое поколение модели в Россию уже не повезли.

Ford поначалу оставил только удлинённую версию C-Max, а потом убрал с рынка и ее.

То же случилось и с VW Touran, и с Toyota Verso, и со всеми остальными представителями этого класса.

Дольше всех держался Citroen C4 Picasso. Он был даже достаточно популярен в такси, но и его продажи свернули.

Салон Renault Scenic 4-го поколения
Салон Renault Scenic 4-го поколения

Можно было бы смириться с фактом ухода компактвэнов с Российского рынка, если бы не то, что стало происходить дальше. В один прекрасный день, я увидел рекламу "новый компактвэн - Renault Dokker". Что? Компактвэн? С каких это пор машины, которые мы всегда называли "каблучками", стали компактвэнами?

Позже я увидел, что похожим образом Volkswagen решил спозиционировать пассажирскую версию Caddy, и что все остальные производители пошли по тому же пути.

VW Caddy
VW Caddy

Как же так вышло? Ответ прост - маркетинг. Эти машины - это пассажирские версии автомобилей, которые изначально предназначены для легких коммерческих перевозок. Они построены на достаточно старых платформах, оснащены не очень мощными моторами и их уровень комфорта далек от условных Scenic и Touran. Но и цена их заметно ниже, чем у правящих семейный бал кроссоверов, что делает их привлекательными для семей с ограниченным бюджетом. А людям конечно же больше захочется купить "компактвэн", нежели "пассажирский каблучок".

При этом, в Европе, например, компактвэны не просто живы, а пользуются очень большим спросом. На них ставят самые современные моторы, коробки передач и самые разнообразные электронные помощники, которые просто технически не могут быть внедрены в старые платформы "каблучков".

-10

Очень жаль, что ситуация на нашем рынке заставляет производителей уменьшать свои модельные ряды. Было бы здорово, если бы можно было хотя бы под заказ купить любую машину бренда, но понятно, что цена такого автомобиля будет очень высокой, так как по нынешним временам, импорт готовой машины резко поднимает ее цену.

Небольшим просветом стал недавний старт продаж нового KIA Carnival.

-11

Да, это не компактвэн, а полноценный минивэн, целящийся в сегмент полноразмерных вэнов, но кто знает - может быть вслед за ним KIA вернет и модель Carens, а потом и другие производители подтянутся.

Давайте верить в лучшее!

Расскажите, что вы думаете о текущей ситуации на автомобильном рынке? Есть ли машины, которые Вы бы хотели купить, но официально они у нас не продаются?

Подписывайтесь на наш канал The Test Drive Family! На подходе много интересных обзоров и статей!

А пока Вы можете прочитать интересный материал о "родственных связях" Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander , а также некоторые наши семейные обзоры:

Volkswagen Jetta

Volkswagen Touareg

Volkswagen Teramont

Changan CS35 Plus

Nissan Juke

FAW Besturn X40

До новых встреч!