Продолжаю дальше публиковать мои записки о развитии дочери. Закончила я в прошлый раз на походе в неврологу в поликлинику в 2,3 года, который заподозрил аутичные черты.
Статья: Переломный момент, когда стало видно, что аутизм у дочери. 1,9 - 2,3 года
Статья: Как развивалась моя дочь с аутизмом. 1,7 - 1,9 года.
Статья: Развитие дочери с аутизмом. Часть вторая. 1- 1,5 года.
Статья: Как развивалась моя дочь с аутизмом. Часть первая. До года.
Кто не понимает где он - это канал матери особого ребенка. Есть в наличии дети-двойняшки, где дочь с аутизмом, а сын - нормотипичный.
Детям уже 13,5 лет. А это записи из старых дневников.
Здесь не история успеха.
После невролога из поликлиники мы поехали к психоневрологу (в платный центр). К слову сказать, лет до 4,5 я обоих детей водила одинаково к неврологу и психоневрологу. На приеме у врача дочь орать то не орала, но упорно вела меня к двери на выход. Ничего не дала себя посмотреть тоже. Вырывалась из рук, не хотела даже следить за погремушкой. Все время пыталась отобрать у тетечки молоточек и постучать им по столу. А еще рвалась к окну, чтоб потеребить жалюзи. (до сих пор ей те жалюзи нигде покоя не дают. Вообще ей везде и всегда нужно подойти в окну и посмотреть в него!)
В общем, по моим рассказам, она поставила нам ЗПРР. По поведению - короткое внимание (или как-то так), быстро переключается с одного на другое. Говорит, что дочь развита по психо-речевому развитию на 1,2 - 1,3 года. Говорит, что об раннем детском аутизме говорить очень рано, аутичные черты тоже размыты, поэтому сказать однозначно сложно. Пока ЗПРР. Прописала Пантогам и Кавинтон. Пить 2 месяца. И обязательно на логоритмику, в группы, к детям.
От поведения дочери я впадала в уныние. Ее постоянное таскание меня за руку по квартире к местам и предметам, которые ей необходимы меня удручали. Привлечь ее внимание было сложно, практически невозможно. Она стояла рядом, тянула за руку и не слушала нифига. Просьбы выполнять не хотела, типа, "пойди и принеси вон ту игрушку" - нет, она даже не посмотрит в указываемом мною направлении. Однако, ее внимание можно было привлечь любимыми стихами и практически любыми песенками (не важно о чем, главное петь). Вот тогда она смотрела прямо в глаза, улыбалась, был виден во взгляде интерес к происходящему. Из всех кубиков с картинками только на трех показывала все что попрошу, в том числе и глазки-носик-ушки-ручки-ножки у мишки. Любила книжки листать. Можно было гору книг ей дать и они все раскроет и полистает, но не принесет ни одну и не попросит почитать или что-то ей в книжке показать, как это делал сын (тот с любопытством тыкал по все и мычал, мол, а это что?). Постоянно все отдавала мне, вернее отдавала то, что ей не надо - игрушки, тряпки и прочее. То есть ей мешала клеенка на кровати - она ее снимала и тащит мне, даже, если я на кухне.
Часто баловалась с краном в ванной. Правда, если я кричала ей "Не ходи в ванну", а она только-только подходит к двери - она тут же разворачивалась и убегала, но потом возвращалась и опять лезла в ванну (как будто я уже забыла и не вижу что она делает), так могло по 10-15 минут продолжаться, она забегала в ванну, открывала кран, я подходила и говорила, чтоб она не баловалась, она смотрела на меня, лыбилась и убегала, а потом все по кругу. Общалась только звуками, ужас. Умела снимать штаны, шорты.
Все это происходит на фоне того, что дочь постоянно принимает антибиотики (вернее, очень часто). Анализы мочи постоянно плохие. (после перенесенное пиелонефрите, затем бактериурия постоянно. Причина - памперсы, скорей всего).
Например, как дочь взаимодействовала с другими людьми. Как только к нам кто-то приходил (даже, если знакомый кто-то или я предупреждаю о том кто придет сейчас, бабушка, например), то сын выбегал встречать, но потом смеясь тут же убегал в комнату и, либо выглядывал оттуда, либо не выходил, но при этом он не боялся, а там веселился, улыбался. Дочь же могла выйти встретить и улыбнуться, а может и нет, особенно, если мультики включены. На улице сын улыбался тем, кто к нему обращается, а дочь не замечала никого, могла даже и не посмотреть на человека.
И вот, когда у тебя два ребенка одного возраста, то вот эти "мелочи" заметны очень сильно, причем чем старше, тем заметнее.
В 2 года 5 месяцев наконец-то дочь дала заплетать себя, хвостики-резиночки (правда у нее и волос то было мало к тому времени ))))
На прогулке дочь постоянно убегала. Мало того, что они оба в разные стороны разбегались, а я с коляской, так сына можно было остановить и заставить идти рядом, но дочь - нет.
С горшком в 2,5 года было тоже никак от слова совсем у нее. Да, высаживала, но толку ноль.
В 2,6 снова ходили к психоневрологу. Назначения Кортексин, Фенибут. Затем перерыв 2 недели и Пантогам, Глицин.
2 год 6 месяцев
В речи прогресса нет. (в то время, как у сына уже было 34 слова к этому моменту).
Из записей моих:
Последние дни появились новые звуки. Ходит и повторяет "А, У, Ы", "Кука", "Агука" (может это потому что я так их называю, вернее, называла раньше). Как-то, играя со мной в прятки, сказала "КУ-КУ".
Любимое слово "КОЭ" - включить ей мультики, это никуда не делось.
В принципе, прогресс в ее поведении был небольшой. Стала лучше слушать книжки. Сидела рядом, слушала и даже почти что не пыталась переворачивать страницы как раньше. Потом, правда, недослушав, убегала и бегала туда-сюда.
В 2,5 года сама купается, закрывается шторкой в ванной, сидит плещется. Если не накупалась, а я пыталась ее вытащить из ванной, то закрывала передо мной шторку, мол, уйди, я еще не закончила. Когда мыли голову, то уже не уворачивалась и не орала, а сама смахивала воду с лица, чтоб в глаза не попадало.
Кушать в 2,5 года умеет сама, но может только несколько ложек съесть, дальше ждет пока покормлю. Любит есть руками. Например, ела омлет руками, сначала ложкой попыталась, потом плюнула на это дело и стала есть руками. Все ничего, только она и в суп так лезет. Вылавливает картошку из тарелки. Хорошо пьет из кружки. Может налить сок из пачки себе в кружку.
Любила коров. Игрушечные коровы - это все. Очень ей нравилось.
Любила, когда я ее гладила по голове, по щекам. Сама брала мою руку и клала себе на лоб, на щеку.
Перестала таскаться с мягкими игрушками. То не расставалась с коровкой, с которой спит, везде ее за собой таскала. Сейчас даже в кровати к ней равнодушна. А то спала в обнимку.
Все также дочь очень активна, бегает по квартире, трясет руками при этом.
Главная проблема, помимо речи - вытаскивает гавно из памперса и вытирает руки о первое попавшееся.
2 года 7 месяцев
Мне кажется начала повторять за мной слова!!!!! - написала я в своем дневнике )))
Вчера с мужем дети играли. Игра такая: муж с их помощью собирает на диване кубики мягкие в башню. Потом говорит "На старт! Внимание! Марш!" и подбрасывает кубики. Дети в восторге, визг и смех на всю квартиру. И вместе все собирают обратно. Так вот еще вчера дочь стала говорить за мужем "Мани" - внимание! после того, как он говорил "На старт" А сегодня она утром сама играла - сама кубики на диване собирала, говорила сама себе "Ата! Мани!" и разбивала конструкцию рукой.
Сегодня мы "читали" Азбуку говорящую (кстати, мега книжка, детям очень нравится). Она показывает на Арбуз, я ей- - "Это арбуз", а она "Абусь" (я даже несколько раз потом возвращалась к несчастному арбузу и она несколько раз за мной повторяла). А потом я ей козу показала, и она повторила "Касся!".
Вообще она уже наверное с неделю ходила и талдычила периодически "Мамма", "Маммой" - мама, то есть я так понимаю. Но пока это не обращение, как сын обращается. Он, кстати, тоже так начинал - тупо повторял за нами и сам себе говорил одно и тоже.
В общем, мне казалось, что в 2,7 есть прогресс с дочерью и в поведении тоже. Мне даже казалось, что у нее тело стало более расслаблено как-то, не так зажато как раньше.
Я была склонна верить, что лекарства нам помогают. Они дают эффект в сумме в нашими действиями, кое-какими занятиями (уж действительно с "кое-какими", потому что по-хорошему надо было бы заниматься больше). Плюс я увеличила телесный контакт с детьми, стала с ними больше обниматься, целовать, поощрять. Стараюсь не кричать на них, вопли их игнорировать. Муж же говорил, что нифига это не лекарства, просто дети развиваются сами. В общем, у нас по этому поводу не сходились мнения, мы все время спорили. Он вообще считал, что все врачи - дебилы и что лечить дочь вообще не надо, она здорова (относительно ЗПРР).
Но все же история вся это не с хорошим концом. Увы. Все, что появлялось, то потом пропадало.
#аутизм_и_семья #навыки_при_аутизме #не_про_аутизм