Найти тему

История разработки катапультного кресла "В-3А" для КК «Восток»

491 прочитал

Катапультное кресло для космического корабля «Восток», как и скафандр СК-1 (см. статью о скафандре Гагарина), было разработано на Заводе №918 (ныне АО «НПП «Звезда»).

Работы по созданию средств аварийного покидания по космической тематике начались для завода в 1953 году с проектирования и изготовления специальных катапультных тележек и скафандров для в рамках исследований их жизнедеятельности при суборбитальных запусках ракет на высоту 90-110 км и последующим спуске на парашюте (см. статью о скафандрах для собак).

Скафандр для собак.
Скафандр для собак.

Первые испытания, прошедшие в 1954 году, были успешными, и уже в 1957 году Завод №918 получил задание на разработку средств, обеспечивающих безопасность полетов человека на большие высоты.

В первой половине 1958 года был выполнен эскизный проект и изготовлен макет кабины, которая располагалась в головной части ракеты Р5-А. Через специальный люк человек по своему желанию или о команде с Земли мог покинуть ракету в катапультном кресле и с помощью стабилизирующего парашюта спуститься до высоты 3-4 км, после чего должен был отделиться от кресла и ввести основной парашют.

Однако во второй половине 1958 года по инициативе ОКБ-1 в ТЗ были внесены принципиальные изменения, которые требовали разработать проект системы, обеспечивающей спасение человека в случае аварии ракеты-носителя на активном участке при выведении КК на орбиту.

С участием ЛИИ был разработан эскизный проект и изготовлен макет системы, включающий капсулу с теплозащитой, парашютную систему, НАЗ, систему струйных демпферов, стабилизирующие щитки, систему автоматики и управления. В капсуле предполагалось размещать человека в космическом скафандре ростом не более 175 см, но данная схема оказалась слишком сложной.

Поэтому, была предложена более простая схема предусматривающая применение катапультного кресла как средства покидания КК на высоте 7-8 км после спуска его с орбиты (мягкая посадка в КК была еще не отработана), а также в качестве средства покидания КК при аварии на старте и начальном участке выведения. Этак схема и была реализована на КК «Восток».

Для экспериментального подтверждения правильности выбранной схемы, характеристик системы покидания и ее надежности, безопасности воздействующих факторов космического полета на этапах выведения КК на орбиту, орбитального полета и последующего спуска с орбиты было принято решение пред пилотируемым пуском осуществить запуск кораблей с собаками на борту.

С этой целью, в 1959 году Завод №918 (Звезда) получил задание разработать катапультный контейнер с гермокабиной для животных (см. статью о гермокабине ГКЖ). Компоновка гермокабины для животных была выполнена так, что размещалась в кресле пилота, при этом парашютная система, стреляющий механизм и ряд других систем оставались неизменными.

Катапультное кресло с гермокабиной для животных (музей АО "НПП "Звезда")
Катапультное кресло с гермокабиной для животных (музей АО "НПП "Звезда")

По результатам успешных испытаний гермокабины для животных, в марте 1960 года завод с участием ЛИИ закончил разработку эскизного проекта и построил макет кресла для кораблей «Восток». Была утверждена компоновка и начата разработка рабочих чертежей. В июле 1960 года была закончена сборка первого кресла, проведены примерки и некоторые функциональные испытания.

В августе-сентябре в связи с изменением ТЗ, необходимостью введения в конструкцию кресла пороховых ускорителей для обеспечения спасения человека на старте в случае аварии ракеты-носителя, переходом от полетного костюма к скафандру (см. ссылку на статью о причинах попыток отказаться от применения скафандра в первом пилотируемом космическом полете) и изменением кислородно-вентиляционной системы, возникла необходимость в перекомпоновке кресла. В сентябре 1960 года была полностью закончена сборка новых кресел для наземных и летных испытаний, которые были полностью завершены в начале 1961 года.

Катапультное кресло В3-А для КК "Восток" (музей АО "НПП "Звезда")
Катапультное кресло В3-А для КК "Восток" (музей АО "НПП "Звезда")

Логическим продолжением темы является статья «Кресло в КК «Восток»: конструкция и работа в штатном режиме» (см. ссылку).

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере».

Научный сотрудник АО «НПП «Звезда» С.М. Дворников.