В 1917 году уходящие с Румынского фронта части Российской, в том момент уже неИмператорской, армии оставили всю тяжелую технику и вооружения румынам. В том числе румынской армии достались три бронеавтомобиля Остин: два 1-й серии и один 3-й серии. Одну из машин первой серии, возможно уже поврежденную румыны основательно переделали.
Остин 1-й заготовки, Остин 1-й серии ( Austin model 1914)
Страна: Румыния (модернизация/ремонт)
Производитель ?
Год производства: 1919-1920
Произведено: 1
Шасси: Austin 30HP
М
Экипаж: 4
Бронирование: 7 мм
Вооружение: 2х7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.
Двигатель: 5,883 cm3, 30 л.с.
Эта статья дополнение к циклу статей о российских броневиках на шасси автомобилей Остин, английского производства. Первую статью цикла можно прочитать здесь: 2.13. Бронеавтомобили русского типа. Часть 1. БА Austin 1-я серия. 1914 , предыдущую статья - здесь: Бронеавтомобили русского типа. Часть 18. Донской Пирс-Эрроу "Ермакъ". 1919. Степной крейсер.
История русской армии на Румынском фронте не самая известная тема. А началось всё, как обычно и бывает с жадности политиков и нездорового ура-патриотизма. Румыния долго выбирала сторону, и, летом 1916 года окончательно решила присоединится к победителям - Антанте, тем более, что после Брусиловской операции крах Австро-Венгрии казался не избежен. Вступление Румынии в войну 14 (27 августа) 1916 года резко ухудшило ситуацию для Антанты, при таких союзниках врагов не надо. Попытавшись отнять у Венгрии спорные территории, в итоге румынская армия оставила Бухарест и практически всю территорию страны, потеряла около 250 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными и практически выбыла из войны. Союзникам пришлось срочно помогать переброшенные в Румынию российские войска остановили австро-немецко-болгарское наступление в декабре 1916 года — январе 1917 года на реке Сирет. Был создан новый Румынский фронт.
Румынский фронт Русской армии составила Дунайская армия, 6-я армия переброшенная из Петрограда, 4-я армия с Западного фронта и 9-я с Юго-западного, а также остатки румынских войск. Части перебрасывались вместе с приданными им бронеавтомобильными и зенитными частями, в том числе бронеавтомобилями, бронепоездами, авиацией и зенитной артиллерией.
В июле 1917 года в ходе запланированного Временным правительством Июньского наступления российско-румынские войска освободили около 500 км² территории Румынского королевства. Как считается в Румынии во время битвы при Мэрэщешти (Bătălia de la Mărășești) была спасена независимость страны, в последней крупной битве на Восточном Фронте Первой мировой войны фронт был стабилизирован к 8 сентября. И если для Румынии это было только началом, то для российских войск последней удачей. Помощнику главнокомандующего войсками фронта генералу Д.Г. Щербачёву, исполнявшему обязанности главнокомандующего, удалось на некоторое время сдержать большевизацию армии, войска отказались подчиняться новому Верховному главнокомандующему большевику Крыленко. Но после развала фронта и сама Румыния и российские части на её территории оказались в полном окружении. После заключенного 5 (18) декабря года генералом Щербачёвым перемирия между объединёнными русско-румынскими и германо-австрийскими войсками Румынский фронт прекратил своё существование. Часть российских частей ушла на соединение с частями Добровольческой армии на Дон. Вся боевая техника была оставлена румынам, в том числе три бронеавтомобиля Остин: два 1-й серии и один 3-й серии и две самоходные зенитки на шасси Уайт, составившие полубатарею.
Один из броневиков Остин 1-й серии был основательно переделан румынами, возможно он сразу достался им в разбитом виде. В итоге модернизации или ремонта от броневика неизменными осталось только бронирование моторного отсека и пулеметные башни. Уровень крыши был существенно понижен, лобовое бронирование заменено на сплошное, уровень крыши отделения управления был наоборот поднят. В итоге крыши пулеметных башен и отделения управления стали на одном уровне и броневик потерял возможность вести огонь прямо вперед по курсу движение. Правда тактика применения броневиков в Румынии и не показывала необходимости в этом. Колеса так же были заменены. В таком виде броневик и служил в учебной части в Сибиу.
После окончание боевых действий в 1919-м году Румыния, уже к этому два раза за два года подписывавшая документы о капитуляции, оказалась всё-таки в рядах победителей и по полной программе отомстила Венгрии, фактически полностью её разграбив, если бы французы и англичане, которые остановили румын. В 1919-м году румынская армия получила броневики Рено и Пежо, а в 1921-1922-м годах Румынская королевская армия приобрела 72 танка FT, получив на тот момент возможно самые мощные бронетанковые силы восточнее Франции. Наряду с танками оставшиеся после российской армии броневики использовались в основном в учебных целях.
Эта статья дополнение к циклу статей о российских броневиках на шасси автомобилей Остин, английского производства. Первую статью цикла можно прочитать здесь: 2.13. Бронеавтомобили русского типа. Часть 1. БА Austin 1-я серия. 1914
Источники:
эксперт @Slava www.rcforum.ru
https://mil-history.livejournal.com
https://477768.livejournal.com