Найти тему
Genius Loci

Стеснительные атланты, или «А поворотись-ка, теламон, к дому передом, ко мне задом!»

Так называемый «Дом Трофимова» на улице Чайковского, №17 (Санкт-Петербург), изначально доходный дом И.П. Лесникова, был возвёден в 1861-1863 годах; архитектор неизвестен.

Здание много раз надстраивали и перестраивали; в частности, в начале 1910-х оно перешло в собственность Русского товарищества «Нефть», по заказу которого была осуществлена очередная перестройка — по проекту архитектора Владислава Серафимовича Ястржембского. Тогда же, в 1914 году, на доме появились две пары атлантов и кариатид, выполненные скульптором Всеволодом Всеволодовичем Лишевым.

Фото автора
Фото автора

Есть мнение, что морской декор, украшающий скульптуры – «тематическое» прошлое автора: «…Интересно, что Лишев решил стать скульптором только в 30 лет, уже после службы артиллерийским офицером в Кронштадте. Может быть, отсюда и “растут ноги” в виде морских раковин у атлантов с подругами…»
Однако эта версия кажется притянутой за уши. Достаточно вспомнить, что титан Атлант, держащий на плечах небесный свод – не кто иной, как сын Посейдона (и первый царь Атлантиды) – об этом пишет Платон в своём диалоге «Критий».

Если уж даже замысел Лишева для нас загадка, мы точно никогда не узнаем, кому из античных скульпторов первому пришло в голову использовать в качестве декора фигуры атлантов и кариатид, и какие фигуры - мужские или женские - появились «первее». Логика подсказывает – атланты... Тем более, что кариатиды – вообще, что называется, из другой оперы… древнеримский теоретик Витрувий (I в. до н.э.) в трактате «Десять книг об архитектуре» объяснял происхождение таких фигур изображением пленных женщин города Карии, заключившего союз против Греции с персами. «Впоследствии греки… объявили войну карийцам и, взяв их город, перебив мужчин и опустошив государство, увели их жён в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев».

С тех пор скульпторы неоднократно использовали фигуры атлантов (в архитектуре их называют теламонами) и кариатид для украшения зданий во многих городах мира, причём кариатиды могут быть как одетыми, так полностью обнажёнными. А вот есть ли в Петербурге – или где-то ещё – другие атланты, развёрнутые лицом к стене, мне неведомо. Говорят, похожая скульптурная группа имеется в чешском курортном городке Франтишкови-Лазне, но ни одну фотографию мне найти не удалось. Поделитесь, если знаете!

* Пожалуйста, указывайте источник, если хотите поделиться этим текстом и фотографиями.

-3