Уважаемый Владимир Владимирович!
Когда Вы 1 марта 2018 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поставили задачу прорывного развития России на основе прогрессивных технологий и национальных проектов, я понял, что не могу стоять в стороне. Мне так же, как и Вам, «за Державу обидно»!
Дело в том, что 40-летний профессиональный опыт и результаты научной деятельности дают мне возможность предложить Вам и «Державе» свой проект прорывного развития, позволяющий получать социально-экономические эффекты и предотвращать негативные последствия, оцениваемые ежегодно сотнями миллиардов рублей.
Речь идет о грузовом автомобильном транспорте, который в настоящее время является «черной» информационной дырой и тормозом развития всей национальной экономики. Негативные последствия его рыночного реформирования раньше всех почувствовали в Москве, Правительство которой постановлением №109-ПП от 20.02.2007 года утвердило «Городскую целевую программу реализации транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на 2007-2009 годы». К сожалению, ее выполнение было прервано в связи с кризисом 2008 года. Но в ней уже тогда содержались решения, которые в настоящее время рассматриваются в качестве приоритетных для реализации национальных целей и стратегических задач, предусмотренных Вашим Указом № 204 от 07.05.2018 года. Мой авторский вклад в разработку этой программы был отмечен Почетной грамотой Минтранса России, благодарностями Комитета по транспорту Государственной Думы и Российского автотранспортного союза. Одним словом, я давно и хорошо знаю изнутри специфику и проблемы грузовых автомобильных перевозок. В настоящее время я предлагаю обеспечить прорывной рост эффективности, безопасности и качества грузовых автомобильных перевозок за счет создания на федеральном уровне крупного рыночного сегмента информационно-агрегированной логистики и технологической организации в форме публичного акционерного общества с государственным участием «Объединенная транспортная корпорация» (ПАО «ОТК»).
Такая система перевозок не потребует инвестиций из государственного бюджета, а станет для социально-экономических и глобальных интересов России таким же «национальным достоянием», как Газпром, РЖД и государственные объединенные корпорации оборонного профиля. Она может стать не только «национальным достоянием» с точки зрения приносимых благ, но и важнейшим фактором «национальной безопасности». Вспомните с чего начиналось свержение Президента Альенде – с забастовки водителей грузовиков, парализовавшей экономику Чили! Отсутствие в Российской Федерации контроля за основными сегментами грузового автотранспортного рынка в случае чрезвычайных ситуаций нашего неспокойного времени чревато угрозами стихийного или спровоцированного хаоса и организационного коллапса. Это гораздо опаснее коронавирусной эпидемии. А ПАО «ОТК» станет тем государственно-частным ресурсом, который, несмотря на свою акционерную форму, обеспечит гарантии государственных интересов и стабилизирует ситуацию в наиболее уязвимых сегментах перевозок. Контролировать одну крупную предсказуемую структуру гораздо проще, чем сотни тысяч мелких и независимых.
Вступая на предстоящий тернистый путь, я изначально прекрасно понимал, что только добившись Вашего личного внимания к моим предложениям можно рассчитывать на достижение успеха, а любые обращения в Министерство транспорта Российской Федерации обречены на провал, игнорирование, волокиту и противодействие. Даже разговаривать со мной никто не захочет. Но даже при этом я не ожидал того, как на самом деле будет откровенно демонстрироваться безразличие и презрение к профессиональному мнению по, казалось бы, крайне актуальным вопросам прорывного развития национальной экономики. Только единственный раз меня соизволили выслушать «профессионалы» Минтранса России, частично признав мою правоту, и только потому, что получили прямое поручение от Управления по работе с обращениями граждан и организаций Вашей Администрации.
С другой стороны, мне было необходимо располагать письменными подтверждениями истинного отношения органов федеральной исполнительной власти к национальным проблемам в сфере их прямой ответственности. Хотя, судя по Вашей реакции на слова бывшего министра транспорта М. Соколова о том, что «ВИМ-Авиа» полностью соответствовала критериям, предъявляемым к перевозчикам, продемонстрированной всей стране 27.09.2017 года, Вы и так все прекрасно знаете. Позволю напомнить Ваши слова: « Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят? Если ничего не видно за ними, что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может»! Вы думаете с тех пор что-то изменилось? О проблемах грузового автомобильного транспорта вспоминают только тогда, когда очередной грузовик врезается в очередной автобус с детьми. Тогда создается очередная правительственная комиссия, кого-то наказывают и забывают, а о настоящих причинах никто и не упоминает. Министерство продолжает разрабатывать, так называемую, транспортную политику в виде проектов нормативных актов, а все остальное по своим местам расставляет, в том числе и «теневой», рынок – очень удобно и спокойно. Поэтому такие назойливые и упрямые пенсионеры, как я, только портят всем настроение своими реформаторскими проектами.
Рынок грузовых автомобильных перевозок уже давно поделен между очень влиятельными лицами и структурами, вмешиваться в интересы которых хлопотно и опасно! Но я ни от кого не завишу, никого не боюсь и лично мне ничего не нужно, поэтому утверждаю то, что знаю и в чем абсолютно уверен. А чтобы не быть голословным уже более 2-х лет направляю свои предложения в различные инстанции и собираю коллекцию письменных подтверждений того, как они помогают простым гражданам России решать их проблемы и воспринимают проявления гражданской инициативы масс. Мне не задают никаких вопросов и не высказывают аргументированных возражений. Скорее всего, никто даже не вникает в суть моих предложений, но все отвечают вежливо, в срок. в соответствии с действующим порядком рассмотрения обращений. У всех и так все хорошо! Как правило, меня благодарят за активную гражданскую позицию и уверяют в готовности использовать мои предложения в будущем, а чаще всего снова отправляют в Министерство транспорта.
Однако, я нисколько не жалею о проделанной работе. Классик утверждал, что рукописи не горят, меняются министры, их подчиненные и депутаты Государственной Думы, а мой проект теперь будет сам пробивать себе дорогу. Его электронные копии в различных редакциях и объемах информации ждут своего часа в архивах: - Администрации Президента РФ; Правительства РФ; Государственной Думы РФ; Счетной Палаты РФ; Министерства транспорта РФ; Министерства экономического развития РФ; Министерства информационного развития, связи и массовых коммуникаций РФ; Торгово-промышленной Палаты РФ; Российского союза промышленников и предпринимателей; Общественной Палаты Российской Федерации и, наконец, Рабочей группы Вашего Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Надеясь, что именно в этой Рабочей группе я смогу найти понимание и объективное рассмотрение предлагаемого Проекта, я попытался обратиться лично к ее сопредседателям: - Вашему помощнику Орешкину Максиму Станиславовичу и Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Дмитрию Юрьевичу. Из Аппарата Правительства мое обращение просто снова переслали в Минтранс России, а в Управлении Вашей Администрации по работе с обращениями граждан и организаций отнеслись более «серьезно», сообщив, что «запрошены необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения соответствующие документы и материалы, в связи с чем срок рассмотрения продляется на 30 дней». В результате я получил ответ, что мои предложения не поддерживаются, а в качестве основания приведена простая компиляция аргументов Минтранса.
Возникает логичный вопрос: - если я прав и предлагаемый проект сулит России такие возможности, почему никто в федеральных органах государственной власти не готов его поддерживать? Ответ достаточно прост и находится в парадигме существующих интересов всех сторон, связанных с грузовыми автомобильными перевозками: - грузовладельцев, перевозчиков, государства, а также его чиновников, формирующих и осуществляющих государственную транспортную политику. Что касается грузовладельцев, перевозчиков и государства, то их интересы полностью соответствуют целям и задачам Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. А вот интересы чиновников, отвечавших за ее разработку и утверждение, нужно понимать между строк. Предполагается, что их интересы и интересы государства - одно и то же, но это далеко не так.
Решая сиюминутные задачи, разработчики Транспортной стратегии и руководящие органы дальновидно предусмотрели, что отчитываться за ее практическую реализацию придется уже другим, вот у них пусть голова и болит, как добиться исполнения красивых тезисов о необходимости «усилить, улучшить и углубить». Тем более, что в рамках незыблемых установок о том, что «рынок сам все расставит по своим местам» никаких конкретных механизмов достижения продекларированных целей и задач Транспортной стратегии в принципе не существует. Вот рынок все и расставил по своим местам, но так, что реальный конфликт интересов государства, грузовладельцев и субъектов транспортного бизнеса стал еще очевиднее. Большинство соответствующих задач Транспортной стратегии (судя по ответам Минтранса России на мои предложения) уже 12 лет даже не собираются решать.
Государство тратит миллиарды рублей ежегодно на строительство, реконструкцию и ремонт современных автомобильных дорог для того, чтобы по ним двигались ненужные грузопотоки и миллионы «порожних» грузовиков? Для того, чтобы ежегодно вылетали в трубу огромные ресурсы на их бесполезную эксплуатацию и содержание? Для того, чтобы страдала экология России от излишних выбросов в окружающую среду? Для того, чтобы подвергать здоровье и жизни сотен и тысяч граждан России еще большим рискам ДТП? Для того, чтобы страна испытывала все негативные последствия от притока иммигрантов, восполняющих постоянную потребность в лишних миллионах водителей грузовых автомобилей? Для того, чтобы транспортная составляющая в стоимости отечественных товаров и услуг была в несколько раз выше, чем за рубежом и в нашей стране до начала рыночных преобразований? Для того, чтобы в сфере грузовых автомобильных перевозок правили бал «теневой» рынок, варварская конкуренция, недопустимая правовая, технологическая и налоговая дисциплина, а профессиональный, добросовестный и законопослушный бизнес существовал на грани выживания? Для чего еще?
А для того, чтобы удобно, вольготно и выгодно было осуществлять доверенные властные полномочия «Его Величеству Чиновнику» , формирующему и охраняющему государственную транспортную политику, в результате которой Вам, уважаемый Владимир Владимирович, приходится свое возмущение демонстрировать на всю страну: « Критериям соответствует, а работать не может»! А Чиновник, как Двуликий Янус, продолжает спокойно, благонамеренно кланяться и улыбаться в одну сторону, «поддерживать» меры прорывного развития России, а в другую – отстаивать свою ведомственную парадигму и беззастенчиво утверждать, что ничего менять не надо, все и так уже делается им самим, драгоценным и его единомышленниками.
А проблема на самом деле решается достаточно просто, не требует серьезных государственных ресурсов и кардинальных реформ, передела собственности, государственного лицензирования или возврата к принципам административно-командной экономики. Нужно только внедрить в существующий рынок альтернативную коммерческую структуру, которая станет для профессиональных, добросовестных и хозяйственно самостоятельных субъектов грузовой автотранспортной деятельности гораздо более эффективной формой их бизнеса за счет иной организации и логистики перевозок на акционерной основе. Организационный механизм и технологические алгоритмы такой структуры и составляют суть предлагаемого Проекта. Даже для Чиновника в предлагаемой Системе найдется место гораздо более спокойное и выгодное, чем сейчас. Ему нужно лишь разумно заглянуть в свое будущее и подумать о «запасном аэродроме» после того, как он перестанет быть «официальным лицом». Тогда станет ясно и понятно, что поддерживать проекты прорывного развития гораздо дальновиднее, чем им противодействовать. А до тех пор, пока он в это будущее не заглянул, он будет упрямо разводить демагогию о том, что:
- «Образование единой государственной компании противоречит базовым принципам рыночной экономики и самостоятельности хозяйствующих субъектов автотранспортного рынка ( хотя предлагается прямо противоположное );
- Государственная политика в области автомобильных перевозок направлена на создание правовых, экономических и организационных условий для безопасного и устойчивого осуществления автотранспортной деятельности. В условиях рыночной экономики административно-плановое управление автотранспортной деятельностью заменено рамочным регулированием на основе системы общих и специальных нормативных правовых актов;
- Действующая практика и законодательство не противоречат образованию различных объединений самими субъектами рыночных отношений».
И будет нести прочую ахинею!
Теперь, потеряв последние иллюзии по поводу российских официальных структур, я могу, с чистой совестью, обращаться к Вашему вниманию, а также к профессиональным и деловым кругам в различных общедоступных информационных ресурсах. Надеюсь, что хотя бы эти попытки, особенно с учетом негативных последствий вирусной пандемии, обратят на себя внимание и приведут к конкретным, возможно и нелицеприятным результатам.
И вопрос к Вам, уважаемый Владимир Владимирович! Если Вы решите «выбросить» в свободную продажу ценные бумаги, например, Газпрома, много ли будет желающих их приобрести? Вопрос риторический! Тоже самое будет и в случае с ПАО «ОТК», а все остальное - «дело техники». Уверяю Вас, что первыми в очереди окажутся те, кто сегодня контролирует грузовой автотранспортный, в том числе и «теневой», рынок!
Благодарю за внимание!
С наилучшими пожеланиями,
Опачанов Сергей Константинович, к.э.н, доцент