Писатель только начинает книгу. Читатель заканчивает ее . Сэмюэль Джонсон
Где-то пол года назад мне довелось прочитать роман А. И . Куприна «Колесо времени» . Тема любви, пронизывающая все произведение , как посчитают многие, достаточно банальна для классической русской литературы , чем же тогда интересно именно это произведение ?
На первых страницах романа мы знакомимся с бывшим русским военным Михаилом , который живет во Франции . Он работает на заводе и по выходным развлекается с друзьями в Марсе ле . Но один день (как раз в Марселе) перевернул его рутинную жизнь. Во время обеда в гостинице он знакомится с красивой и таинственной женщиной . Незнакомка поражает его своей элегантной дерзостью , естественностью . В каждом ее движении , в каждом слове и взг ляде была загадка , которая его пленяла , не давала покоя его разуму . Эта женщина сама повела его в номер , где страстно поцеловала , а потом вдруг убежала , оставив нашего героя наедине с его в конец запутанными мыслями . Их отношения длились чуть больше одного года . Сначала Михаил или «Мишика» ( так ласково называла его возлюбленная ) восхищался Марией. Он был готов ради нее на все . Его не раздражали ее странности : чрезмерная любовь к лошадям , нетерпимость к совместной жизни и браку и многие другие — на против, он трепетал перед ними. Его не смущало то , что она не говорит о своем прошлом , скорее это даже подначивало его разум на поиск разных догадок и версий о том , кто она и откуда : может , шпионка ? Актриса ? Или контрабандистка ? Все это возвышало его над се рой реальностью , и эти загадки были как кислород для героя , но он все равно хотел ответов и искал их у нее . Через какое - то время герои меняются местами . Полюбившая Мария хотела отдаться Михаилу полностью , не мучать его более своими тайнами . Она , перечёркивая свои принципы , соглашается жить с ним вместе , рассказывает о своем прошлом и о своей жизни , после чего Михаил разочаровывается . Его муза оказывается обыкновенной женщиной , а не шпионкой и не актрисой . Мария просто вышивает красивые пол отна и продает их за крупную сумму , чем и зарабатывает на жизнь , прошлое у нее тоже мало отличается от среднестатистического . Тайн более нет , и Михаилу становится с ней просто скучно . Его стала раздражать ее любовь , стали раздражать ее восторг перед лошадь ми , ее радость при виде старичков . Все, что он находил раньше милым , больше не откликалось в его душе тем трепетом . В конце концов их отношения разрушились , и Михаил остался один . Всю оставшуюся жизнь он жалел о том , что не смог подарить ей свою любовь , кот орую она так ждала , ради которой она убила свою противоречивую личность и стала «примерной женой» .
Этот роман, хоть и про любовь, но не про «книжную» любовь, а про реалистичную. «Колесо времени» больше подойдет тем, кто уже испытывал такое чувство, кому будет приятно воскресить в своей памяти опыт прошлых отношений ( а может , и настоящих ), чтобы примерить на себя образ главных героев . Этот роман очень наглядно покажет вам эту , для многих неощутимую , разницу , между истинной и ложной любовью . Прочитав его, вы можете поменять своё восприятие этого чувства , поменять восприятие своего партнёра или бывшего партнёра. «Писатель только начинает книгу . Читатель заканчивает ее» — с этим высказыванием Самюэля Джонсона я могу как согласиться , так и нет . Автор любого произ ведения имеет свою определенную задумку , о которой он зачастую сам и говорит после выпуска своей работы . Его идея - это своеобразная аксиома , которую читателю опровергать нельзя такими фразами, как: «А мне кажется , он другое имел в виду ... » или «Я думаю , он о шибается и эта книга совсем про другое ... » . Именно поэтому, прочитав шему этот роман человеку не следует говорить: «А вот если бы Мария сразу рассказала ему о себе и не играла недотрогу, то было бы все иначе … » . Читатель вправе эту историю только пе ренести на себя , на свой опыт , что будет полезно для его восприятия той или иной ситуации, также эта история будет полезна и для коррекции поведения человека в отношениях в будущем.