Иногда, чтобы что-то объяснить, мне проще рассказать эпизод из фильма.
И он очень наглядно помогает донести мысль.
Мы тут общались с Машей.
Маша - моя хорошая подруга.
Она меня любит и Катьку мою обожает.
Но при этом Маша искренне считает, что Катя (у которой кохлеарная имплантация) отлично реабилитирована, и я давно могу расслабиться.
И даже должна.
Маша говорит грубо, но ей можно: "Отвали от ребенка. И от себя отвали".
Но я не могу отвалить.
Я все время "в борьбе", в поисках новых методик и новых развивах для Кати, и Маша считает, что это уже моя личная проблема.
Есть даже такое понятие - вторичная инвалидизация - когда ребенок травмируется не столько о сам факт собственной инвалидности, сколько о мамин культ этой инвалидности.
Мама носится с ребенком и реабилитацией, как с писаной торбой, отчаянно ограждая ребенка от стрессов, создавая ему лайтовые условия жизни, и ребенок покорно впитывает мысль, что он - слабый, инвалид, что ему нужны особые условия, и дитенок начинает сам... как бы искусственно притормаживать в развитии.
Маша видит меня так.
Я не согласна.
Я себя так не вижу.
Даже наоборот.
Я себе кажусь вполне вменяемом мамашкой, которая просто "не расслабляется" по поводу диагноза дочери.
Ну где особые условия?
Она у меня тусит в социальном месиве обычного детсада и развивашек. Мы везде ходим, везде в пекле активностей.
Мне кажется, я ее наоборот активно "сталкиваю" в социум - все коммуникации в общественных местах она у меня сама организует: и попить закажет, и договорится об игрушке в развивающей комнате, и поздравит с днем рождения.
И вот мы с Машкой кофе пили, она натискалась Катьку (а та прям в ударе была) и говорит:
- Слушай, ну ведь она в абсолютной норме для ребенка 5 лет. И говорит отлично, и адекватная. Мать, ну когда ты успокоишься? Вот что для тебя будет означать, что твой ребенок реабилитирован?
Мне понравился вопрос.
Я честно подумала и ответила.
Есть такой фильм классный, называется "Одарённая". Про девочку Мэри с уникальными математическими способностями.
Так вот там эпизод есть, когда детям задали на дом сделать поделки про животных.
И все сделали, и везут их в школу в школьном автобусе.
И атобус остановился забрать еще одного ребенка. Не помню, как его звали, ну пусть Билли.
И Билли со своей поделкой идет к школьному автобусу, а все смотрят из окон и понимают, что у него шикарная поделка - там и зебры, и бегемоты, и коровы. В общем, в конкурсе поделок Билли несомненный лидер.
И он входит в автобус, а другой мальчик, ну пусть Джон, ставит ему подножку, и это Билли падает на свою поделку и сминает ее. И это ужасно обидно, а Джон хохочет.
И Мэри подходит к Джону и влепляет ему хук между глаз. Ну, треснула мальчика, в общем.
Родителей - к директору, Мэри ругают, говорят, что так нельзя.
Она пытается объяснить, что у нее была причина ударить одноклассника, но это не важно: нельзя бить людей, даже если они вам не нравятся.
С Мэри проводят воспитательную беседу, она кивает. И на следующий день в классе учительница спрашивает Мэри:
- Дорогая, ты ничего не хочешь нам сказать?
И Мэри говорит так... заученно:
- Я хочу извиниться. Перед Джоном. И перед всеми. Нельзя бить людей. Я все поняла, и вам не следует меня бояться, я больше так не буду.
- Молодец, - похвалила Мэри учительница.
И тут Мэри говорит:
- А можно я скажу то, что действительно думаю?
- Конечно.
- Я плохо поступила, но мне хотелось защитить Билли. Потому что мы все видели его поделку. Она была круче наших. Билли, ты молодец. Ты выиграл. Давайте ему похлопаем...
И весь класс хлопает Билли.
А я думаю, какая же она мудрая, эта маленькая Мэри. Мудрая и свободная.
Она не повторяет за взрослыми, она умеет думать сама. Думать и защищать свои мысли.
А хорошим человеком можно стать в любом возрасте, и это будет заметно другим даже в 8 лет.
Понимаешь, Маш.
"Реабилитирована" - для меня - это не только речь и слух. Это внутренняя свобода от предубеждений, от мысли, что "с тобой что-то не так".
Я хочу, чтобы Катя была самостоятельным мыслящим человечком, который понимает, что с ней все так, и не боится жить.
А еще ей нравится быть собой, вот такой, какая она есть.
Ей не страшно, не больно, не стыдно.
Ей хорошо.
А мама - рядом, не заслоняет от жизни, а просто щедро источает поддержку.
Подхватит, спасет, обнимет.
Если Кптя сама этого захочет.
Ребенок, который умеет думать, хотеть и не бояться жить.
Вот что такое реабилитация, Маш.
Я ведь тоже вместе с ней этому учусь.
Себя тоже активно реабилитирую.
Потому что в моём детстве меня учили быть удобной и зубрить чужие мысли.
Так было проще, конечно, но в итоге я себя у себя обнаружила только после совершеннолетия.
Хочу, чтобы мои дети нашли себя у себя по возможности пораньше.
Знаешь, Маш, я ведь всего лет, наверное, пять как... способна в случае чего сказать: "Билли - молодец, я хотела его защитить".
До 35 я могла только: "Простите меня все за меня и за то, что занимаю столько места под солнцем"...
Не знаю, понятно ли я объясняю свою мысль. Мэри бы точно объяснила лучше)