Найти тему
Прохожий

ВСЕГО ЛИШЬ СТАЛЬНАЯ КОШКА? ДА НЕТ, УЖЕ ТИГР.

Он самый Тигр.
Он самый Тигр.

Привет всем коллекционерам моделистам и любителям БТ, танкистам и им сочувствующим. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня посмотрим историю создания ТИГРА. Итак поехали.

Вступление.
“Тигр", является без сомнения, самым знаменитым немецким танком Второй мировой войны. Почему? Попробуем выстроить логический ряд: Вторая мировая война-Германия-танк, следующая позиция "Тигр". И действительно- в сознании людей, знакомых с боевой техникой тех лет (в основном по фильмам) немецкий танк и Тигр равны. Если немецкий танк, то значит "Тигр". А как еще?. И действительно "Тигр" бьет все рекорды среди военной техники всех времен и народов. Тираж книг о "Тигр" идет уже на сотни экземпляров за рубежом. Да и в России с момента выхода первой книги о "Тигре" в 1996 году, вышло более 12 книг различного объема о машинах "Тигриного " семейства. В чем секрет успеха? Почему не пропадает интерес к этой боевой машине? Почему этот танк, выпушенный в мизерных" количествах ( по меркам Второй мировой войны), до сих пор держится вверху иерархии машин XX века? Каким образом, ( всего полтора десятка танковых батальонов), умудрялись столько времени, держать в ужасе противника (особенно западного), многократно превосходившего их численно, и заставили так дорого заплатить за свое уничтожение? Только ли дело в машине, или еще и в навыках владеть ею? Здесь уместно вспомнить мемуары человека, знавшего "Тигр" не понаслышке- немецкого танкиста Отто Кариуса.
" Мощь танка в его броне, его подвижности, его вооружении. Эти три фактора следует соединить друг с другом так, чтобы была достигнута максимальная эффективность танка в бою. Похоже все это слилось в воплощении "Тигра". Орудие в 88-мм достаточно мощное для того, что бы разнести любой (при условии что удар наносится в уязвимые места) вражеский танк в клочья. Лобовая броня "Тигра" могла выдержать несколько снарядных попаданий. Но, при этом мы не могли допустить, что бы удар нам был нанесен с боку, сзади и особенно сверху. И тут требовался расчет и опыт."

Вот похоже мы и нашли ответ. На одной чаше весов, близкое к оптимальному соединение боевых свойств, а на другой " расчет и опыт". Исключительно высокий уровень подготовки немецких танкистов позволял им с успехом использовать боевые возможности "Тигра". В итоге именно сочетание технического и человеческого фактора позволили "Тигру" в течении двух с половиной лет доминировать на поле боя.

ТИГР 1. Начало истории создания.

Часто в отечественной литературе создание "Тигра" традиционно связывают с появлением на Восточном фронте советских танков Т-34 и КВ. Якобы "Тигр" был создан как ответ на них. На самом деле это не так. Во-первых: Ответом на появление Т-34 и КВ стала немецкая длинноствольное танковое орудие 75-мм KwK 40. Это орудие появившееся в феврале 1942 года, и сменившее короткоствольное 75-мм орудие на танках Т- IV , свело на нет все преимущества орудий Т-34 и КВ (76- мм) над немецкими машинами. Во- вторых: Задание на разработку "Тигра" было сформировано в Германии в 1937 году, задолго до Т-34 и КВ. Планируемые работы к серийному выпуску Т- III средний, масса 15,4 тонны , и тяжелый Т- IV , масса 17,3 тонны шли полным ходом. Возникает вопрос, что же тяжелый танк был тяжелее среднего всего на две тонны? Ответ да. До 1943 года, в Вермахте, танки подразделялись на классы не в соответствии с массой, а в соответствии с калибрами их орудий. Поэтому Т-.IV вооруженный 75-мм коротко ствольным орудием считался тяжелым. А Т-III (вооруженный 37-мм орудием) считался средним. Т-III должен был стать основной боевой машиной. А Т-IV отвадилась роль танка артиллерийской поддержки. Однако, наличие сильно бронированных машин у вероятных противников, особенно Франции, а также сильно укрепленных полос (линия Мажино), не могло не остаться не замеченным у командования Вермахта. Так же в Вермахте понимали, что надо работать на перспективу. Не удовлетворяясь только модернизацией выпускаемых машин. Так, в 1936 - 37 годах, еще до появления Т-34 и КВ, на заводах рейха полным ходом шла подготовка к созданию нового тяжелого танка. А в управлении вооружений разрабатывались концепция и ТТХ к танкам по программам Panzerkampfwagen V и Panzerkampfwagen VI. Которые в бедующем заменили бы Т- III и Т- IV . Работы, по созданию нового тяжелого танка, Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года. Фирма Henschel & Sohn AG в Касселе, получила заказ на проектирование боевой машины под кодом DW1.

Прототип DW1.
Прототип DW1.

(Durchbruchwagen-машина прорыва). Отдел разработок фирмы возглавлял дипломированный инженер Эрвин Адерс. Под его руководством и создавались все прототипы, и серийные модификации " Тигра". За что Адерс и получил прозвище " Тигр-папа", или уважительное "Отец- Тигров". Корпус 30-ти тонного танка DW1 состоял из двух частей. Части соединялись болтами. Причина этого в том, что заводы того времени не могли производить катаные броневые листы большого размера толщиной 50-мм. Ходовая часть представляла собой пять обрезиненных опорных катков на борт и три поддерживающих катка. Ведущее колесо переднего расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300-мм. На танке использовалась индивидуальная торсионная подвеска. Первый и последний опорные катки каждого борта снабжались гидравлическими амортизаторами. Проходившее испытание шасси танка оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrac. Максимальная скорость движения достигала 35 км/ч. С сентября 1938 года параллельно с DW1 разрабатывался вариант DW2.

DW2. загружается...
DW2. загружается...

Эта машина имела отличия от первого в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц бортовых передач, ведущих колес и подвески. Танк предполагалось вооружить башней от Pz.IV с 75-мм орудием и спаренным пулеметом MG-34. Второй пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса с права. Но как в первом так и во втором случае все ограничилось постройкой и испытанием шасси. У опытного танка VK 3001 (H), последовавшим за прототипами толщину лобовой брони корпуса увеличили до 60 мм, борт 50-мм, увеличили ширину гусеницы до 520 мм и катки опорные установили в шахматном порядке, то есть приблизились к ходовой привычного нам "Тигра". Двигатель 6-цилиндровый Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. при 3000 об/ мин разгонял 30 тонную машину до 35 км/ч. Всего было изготовлено 3 опытных шасси. Использовались они в основном, для отладки узлов и механизмов. Еще восемь комплектов были готовы к сборке. Но собирались лишь по мере необходимости. На одном испытывалась башня с 75-мм орудием от фирмы KRUPP. На другом испытывалась 8-скоросная трансмиссия Maybach OLVAR. На шасси 7 и 8 установили механизм поворота SMG 90. Последние 4 шасси использовались с сентября 1942 года как учебные машины.

VK 3001 (H).
VK 3001 (H).

В тот же самый момент, параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала фирма Porsche. Машина получила индекс VK 3001 (P). Это была вторая прототипная ветка танка, известного в последствии как "Tигр". Были построены два опытных образца шасси в цехах завода Nibelungenwerke в Сент-Валентине. Они получили название “Леопард” ( Leopard ) и обозначение TYP 100. Оба были без башен, так и не полученных от фирмы KRUPP. Особенностью поршевских шасси была электромеханическая трансмиссия. Два двигателя, (изготовила фирма Simmering-Graz-Pauker AG), мощностью 210 л.с. каждый вращали два генератора, которые приводили в движение два электромотора. От них крутящий момент передавался на ведущие колеса. Сначала планировали поставить модернизированную башню от Pz.IV вооруженную коротко ствольным 75-мм орудием. Рассматривался и вариант установки на “Леопард” 105- мм орудия L/28. Но в серию не он не пошел. В 1941-1942 годах, обе машины от фирм Henschel и Porsche, проходили испытания. Которые часто прерывались из за поломок трансмиссии. В мае 1941 во время совещания в Бергофе была озвучена концепция тяжелого танка. Он должен был обладать повышенной огневой мощью, броневой защитой, а также стать ударной силой. В каждом соединении планировалось иметь 20 таких машин. В свете совещания в Бергофе, и результатов испытаний были выданы задания фирме Porsche на VK 4501 ( P ) с 88-мм орудием и фирме Henschel на VK 3001 (H).

На фото на переднем плане в плаще и в черной шляпе - доктор Фердинанд Порше.
На фото на переднем плане в плаще и в черной шляпе - доктор Фердинанд Порше.

Изготовить экземпляры машин требовалось к маю-июню 1942 года.

Panzerkampfwagen VI  Тигр (P) VK 4501 (P) с 88-мм орудием .
Panzerkampfwagen VI Тигр (P) VK 4501 (P) с 88-мм орудием .

Сборка машины VK 4501 (P) с 88-мм орудием Panzerkampfwagen VI (Тигр (P)) велась в цехах Nibelungenwerke, компоновка танка и моторно-трансмисионного отделения, оставалось таким же как на VK 3001(P). Было на танк установлено два параллельно стоящих V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения мощностью 320л.с. каждый. Они с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних, электроэнергия передавалась на два электромотора, которые вращали ведущие колеса танка. Всю электрическую часть танка поставляла фирма Siemens-Schuckert. Башня для Panzerkampfwagen VI Тигр (P) разрабатывалась фирмами Porsche и KRUPP совместно. Фирма Henschel быстрее разработала изготовила и вывела на испытание свой VK 3601(H). Числившийся по документам как Panzerkampfwagen VI ausf B. Будующий ТИГР- I . С шасси не было проблем, моторно-трансмиссионая группа, и ходовая часть были отработаны на прототипах. Машина весом 36 тонн имела лобовую 100-мм броню, скорость хода 40 км/час. Башня не была создана. Из за того, что фирма KRUPP предлагала орудие Gerat 725 - 75-мм орудие с коническим стволом. Но когда выяснили, что снаряды требуют вольфрамовый сердечник массой 1 кг. от орудия отказались. Боеприпасы этого орудия съедали весь вольфрамовый лимит Вермахта. Успешно прошедшая испытания в присутствии министра вооружения Германии А. Шпеера, машина оказалась не удел. Впрочем не надолго... Танк VK 3601(H) с самого начала являлся промежуточной моделью. Планируемый выпуск его не превышал 172 штук. Первый вариант вооружения оказался малоподходящим, а сроки истекали, то на танк становили крупповскую башню от VK 4501 (P). Это привело к увеличению диаметра башенного погона с 1650 до 1850 мм. А так же к изменению верхней части корпуса. Танк VK 3601(H) обзавелся над гусеничными нишами, а масса возросла до 45 тонн. Изменения в корпусе танка привело к замене индекса в документах. Он стал VK 4501 (H). Главным было, то что на танках Э.Адерса, и Порше закрепилась знакомое нам орудие 88-мм. Это орудие было разработано фирмой Friedrich Krupp AG. С использованием качающейся части зенитной пушки 8,8- см Flak 18/36. В танковом варианте орудие получило дульный тормоз и электроспуск, а орудие получило индекс 8,8-см KwK 36. Так же был и второй вариант вооружения, 75 -мм орудие KwK 24 L/70 в башне фирмы RHEINMETALL-BORSING.

Тигр с 75 -мм орудие KwK 24 L/70.
Тигр с 75 -мм орудие KwK 24 L/70.
 Командирский тигр Порше, 653-ий тяжелый дивизион истребителей танков. Тернополь 1944 год.
Командирский тигр Порше, 653-ий тяжелый дивизион истребителей танков. Тернополь 1944 год.

Не смотря на то, что танки были еще слабо испытаны, они уже не официально были запушены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke в Сент-Валентине началась сборка партии из 10 машин VK 4501 (P) , а фирме KRUPP заказали 90 башен.

К январю 1943 Ф.Порше планировал выпустить 35 своих танков, а к апрелю 1943 еще 45. Еще дальше планировал идти его конкурент: Изготовление первых VK 4501 (H) (60 машин) началось в середине 1941 года. К весне 1942-го был полностью готов лишь один экземпляр. Остальные узлы и агрегаты нашли свое применение в последующей сборке серийных машин.

Серийный Тигр. Расположение фар на передней части корпуса имели только ранние машины.
Серийный Тигр. Расположение фар на передней части корпуса имели только ранние машины.

20 апреля 1942-го обе машины были показаны фюреру. При этом событии (демонстрация машин) состоялось награждение Фердинанда Порше Крестом за военные заслуги 1 класса. Гитлер около 30 минут осматривал машину Порше, и внимательно слушал рапорта конструкторов. Танку Хеншеля он уделил 5 минут. Спросив Адерса всего один раз. Во второй половине дня в присутствии министра вооружения Шпеера прошли скоростные испытания танков. На участке разгона 1000 метров VK 4501 (P) развил максимум 50 км/час. Конкурент на участке 850 метров 45 км/час. При этом двигатель VK 4501 (H) перегрелся настолько что возникла угроза возгорания машины. После охлаждения испытания продолжались. Главный инженер фирмы Henschel, Курт Арнольд предложил Шпееру провести испытания на маневренность. Не до конца проработанная электротрансмиссия на VK 4501 (P) серьезно затруднила маневрирование. Танк с трудом разворачивался на 90 градусов. VK 4501 (H) наоборот, разворачивался идеально. Впрочем это мало что дало. Впереди были главные испытания. В мае 1942-го на полигон прибыли 2 VK 4501 (P) и 1 VK 4501 (H) . У VK 4501 (P) выявили низкую надежность электротрасмиссии. А так же малый запас хода 50 км. А так как решался вопрос использования машин в Африке то его требовали не менее 150 км. Из за отсутствия места в корпусе, дополнительные баки поставить было нельзя. Не обычная трансмиссия требовала серьезной переподготовки личного состава танковых частей и ремонтных служб. Разобрав все ЗА" и " ПРОТИВ" и не смотря на расположение фюрера к Порше, комиссия выбрала машины фирмы Henschel. Машина получила официальное обозначение Pz.Kpfw. VI (Sd.Kfz. 181) Tiger Ausf.H1, а после принятия на вооружение в 1944-ом название изменили на Tiger I . А уже изготовленные на Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (P) пошли как база для тяжелых штурмовых орудий. На них стояли уже известные нам 88-мм орудия. Созданные на базе Flak 41 с длинной ствола 71 калибр - будущих Фердинандах. Речь о них пойдет в статье о машинах, созданных на базе тигров в дальнейшем. В начале августа 1942-го тигр пошел в серию.

На фото тигр "обут" в транспортные гусеницы.
На фото тигр "обут" в транспортные гусеницы.

При этом продолжались улучшения машины. Первая машина к тому времени прошла 960 км. По среднепересеченной местности, машина развивала скорость 18 км/час, расход топлива составлял 430 литров на 100 км. Сборка шла на фирме Henschel в Касселе. К изготовлению башен так же привлекли фирму Wegmann. Пятую и шестую машины отправили 27 августа в Фаллингбостель, на формирование 501-го и 502-го тяжелых танковых батальонов. В процессе производства вносились улучшения постоянно. Поэтому танки внешне довольно сильно отличались друг от друга. Так, например, особенностью серийных первых 9-ти машин было отсутствие боковых крыльев.

Первый тигр.
Первый тигр.

Так же гусеничные траки правого и левого борта не были взаимозаменяемы. Что затрудняло ремонт гусениц в боевой обстановке. Кроме того на этих машинах ящики для вещей экипажа были взяты от Pz - III . Позже их заменили замененные. Постепенно улучшили ходовую часть.

Тигр I Ausf E, с 88-мм орудием KwK 43 L /71 и новой ходовой частью.
Тигр I Ausf E, с 88-мм орудием KwK 43 L /71 и новой ходовой частью.
Подбитый Тигр позднего выпуска с новой ходовой частью. Румыния Весна 1944 год.
Подбитый Тигр позднего выпуска с новой ходовой частью. Румыния Весна 1944 год.

"Тигры" выпуска октябрь-декабрь 1942-го получили боковые крылья, взаимозаменяемые траки обоих бортов, и серийные ящики под снаряжение экипажей. В январе 1943-го лючок с бойницей для личного оружия , заменили люком- лазом. В марте упразднили перископ наблюдения механика-водителя KFF 2. На борта башни поместили запасные траки. 5 траков крепились с лева, а 3 с права. В мае 1943-го для самообороны от вражеской пехоты по периметру расположили мортирки противо пехотных мин типа "S". Выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась, на 360 стальных шариков поражая пехоту противника. На башнях ранних танков устанавливались дымовые гранатометы Nbk 39 калибра 90 мм по три на сторону. Позже приспособленные под мины типа "S". На машины поздних выпусков для самообороны ставили Nahverteidigungswaff- мортирка установленная внутри танка и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего. Со второй половины 1943-го на "тигры" начали ставить новые командирские башенки (с 391-ой машины). Которая имела крепление под зенитный пулемет, и новый перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Изменена система электроспуска у орудия, фиксатор орудия при простом движении машины. Крепление сидений экипажа. Главное новшевставо покрытие танков циммеритом, что обеспечило защиту от магнитных мин. На первые 250 машин ставили двигатель Maybach HL 230P30, на остальные Maybach HL 230 P45, для эксплуатации а Африке (корпус Роммеля), и в южных СССР на танке сзади монтировали дополнительные воздушные фильтры. Первые 495 машин имели оборудовывание для подводного вождения танка. Допустимая глубина до 4-х метров. Все люки танка были герметичными.

Тигр преодолевает водную преграду.
Тигр преодолевает водную преграду.

На тот момент "тигр" - это был единственный танк в мире, оборудованный для подводного вождения. На машинах других наций, подобное оборудование появится в 1950-е годы.

Слабым местом ходовой части, было быстрое разрушение резиновых бандажей опорных катков. С февраля 1944-го (800 машина) катки стали с внутренней амортизацией и стальными бандажами. Первый ряд катков сняли. В 1943 году 84 машины переоборудовали в командирский вариант. Поставив дополнительную радиостанцию (индекс этих машин Pz.Bef.Wg.) . Командирские Tiger Ausf E ,были выпушены в двух вариантах: 1. Sd. Kfz. 267 радиостанция Fu 5 и Fu 8- для командиров дивизий. 2. Sd. Kfz. 267 радиостанция Fu 5 и Fu 7- для командиров рот и батальонов.

К тигру проявляли интерес и другие страны. В частности Япония и Турция, а также Венгрия.

Показ Тигра турецкой делегации. Восточный фронт 1943 год.
Показ Тигра турецкой делегации. Восточный фронт 1943 год.
Обучение венгерских танкистов вождению Тигра. Тернополь 1944 год.
Обучение венгерских танкистов вождению Тигра. Тернополь 1944 год.

Теперь несколько фото моделей “Тигров” из моей коллекции. Масштаб 1/35.

Немецкий тяжелый танк TIGER I, (прототип, ящик для инструментов как на Т-III).
Немецкий тяжелый танк TIGER I, (прототип, ящик для инструментов как на Т-III).

Немецкий тяжелый танк   Tiger VK 45.01 (P), вариант Порше.
Немецкий тяжелый танк Tiger VK 45.01 (P), вариант Порше.

Немецкий тяжелый танк    TIGER I ausf  E,  модернизированная ходовая с экранами.
Немецкий тяжелый танк TIGER I ausf E, модернизированная ходовая с экранами.
Немецкий тяжелый танк  TIGER I.  (Sd.Kfz.181),  серийный.
Немецкий тяжелый танк TIGER I. (Sd.Kfz.181), серийный.
Немецкий тяжелый танк  TIGER I (прототип № 2. с 75-мм орудие).
Немецкий тяжелый танк TIGER I (прототип № 2. с 75-мм орудие).

Ну, вот и все что я хотел ВАМ сегодня рассказать. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.