Эпизод Черного Зеркала «Пятнадцать миллионов заслуг» показывает антиутопическое будущее, где капитализм и индустрия развлечений эксплуатирует обычных людей. Вместо денег зарабатываются и тратятся электронные очки — заслуги.
Главный герой Бинг и его коллеги ходят на тяжелую работу. Они вынуждены крутить педали в динамо-машине, вырабатывая электричество, чтобы жители пользовались всеми благами цивилизации. Единственный выход — стать звездой, но билет участника на шоу талантов стоит 15 млн заслуг, а победа не гарантирована.
В эпизоде явно критикуют капитализм и общество потребления, а одним из самых известных критиков капитализма также был Карл Маркс. Маркс утверждал, что богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров». С 19 века мало что изменилось, и как показано в этом эпизоде Черного Зеркала весь мир серии крутиться вокруг товаров.
Товар это то, что имеет как потребительную, так и меновую ценность и нужен для продажи. То есть весь смысл капитализма строится на зарабатывании денег. Бинг окружен товарами все время и даже во сне.
Бинг покупает еду и зубную пасту за заслуги. Он работает, чтобы жить, а, чтобы жить, он должен покупать товары, а, чтобы покупать, он должен работать. Замкнутый круг. Если отвести взгляд от рекламы на экране в комнате, появляется красный свет с угрожающей надписью «возобновите просмотр», что произойдет в ином случае — неизвестно, но можно предположить — бунтовщиков сажают в тюрьму или переводят в низшую касту уборщиков.
Велосипеды для работы это товар, как и виртуальные аватары. Их можно преобразить за плату, правда смысла в этом особого нет. Каждое шоу, игра и приложение превращены в товары. Самое главное — люди это буквально товары, сродни зубной пасте или видеоигре.
Бингу не нравится смотреть рекламу, когда у него была возможность он тратил заслуги ради ее пропуска. Система в которой он существует не кажется ему настоящем миром. Он хотел помочь Эби осуществить мечту, так как считал ее талант достойным товаром, но ее внешние данные сочли более стоящими, чем пение. Бинг потратил 15 миллионов заслуг на билет в шоу талантов и отдает его Эби, но ее берут только в видео для взрослых.
Бинг жестко экономит, старается работать усерднее и вновь зарабатывает 15 миллионов заслуг, попадает на шоу талантов, чтобы критиковать общество, которое покупает ненужные вещи и не ценит реальное творчество, но в итоге этот бунт главного героя сам становится товаром.
Маркс называл такой подход к овеществлению бытия товарным фетишем. В капиталистическом мире у каждого продукта, чем и кем бы не был, есть своя цена. Философ-марксист Георг Лукач (1885–1971) в своем эссе Овеществление и сознание пролетариата утверждал, что товарный фетиш капиталистического общества меняет человеческое сознание.
Слово «овеществление» в названии его эссе относится к двоякому явлению. Люди воспринимаются как вещи, как приложения и яблоки. И вещи, будь то люди, приложения или яблоки, берут на себя социальные отношения.
Овеществление это следствие жизни в современном обществе, которое использует товары как объект поклонения. «Пятнадцать миллионов заслуг» это несколько убедительных примеров, когда люди овеществляются и отношения между товарами преобладают над человеческой жизнью.
Коллега Бинга растолстел и не смог крутить больше педали, его понизили до уборщиков, которые также являются толстыми. То есть их ценность была в хорошей физической подготовке и в силе.
Другая девушка не смогла хорошо спеть и все ее посчитали бесполезной, то есть качества человека сводятся до одной лишь простой функции — смог продать себя как хороший товар или нет.
В книге «Диалектика просвещения» Теодор Адорно написал осуждение индустрии культуры. Оно начинается с утверждения, что «культура сегодня все заразила одинаковостью».
Даже когда кто-то совершает какой-то артистический подвиг, например как мелодическое пение Эби. А до тех пор, пока вещь является предметом продажи, она теряет присущие ей ценности. Голос Эби даже судья Хоуп признал «лучшим исполнением в этом сезоне». Однако причина, по которой она не может продолжать выступать, заключается в том, что рынок достиг «точки насыщения» песнями. Следовательно, ее пение бесполезно.
Адорно также считал, что технология в сочетании с жаждой прибыли порождает сходство. Поскольку технология, необходимая для воспроизведения идентичности, уже прочно обосновалась, технология, используемая как для производства, так и для распространения товаров, диктует, какой вид искусства желателен, а какой нет.
Обратите внимание, например, что в Пятнадцать миллионов заслуг мы никогда не видим картин или скульптур. Все искусство занимает место через среду экрана, и то, что происходит на экране, производятся в заранее организованных наборах и заранее организованных записывающих устройствах.
Это правда, что Бинг поддается давлению культуры и общества, педали он точно не хотел крутить. Промышленность или то, что Маркузе назвал бы технологическим обществом, это то общество, чья технологическая эффективность стабилизирует капитализм и все более неуклонно растет, ставит людей в себя как инструменты в системе.
Но нам не нужно воспринимать действия Бинга как провал. Вместо этого его можно было рассматривать как знак того, что сопротивление все еще возможно. Маркузе признает, что любой акт неповиновения может быть поглощен капитализмом и превращен в еще один товар.
Как пишет Маркузе, благодаря критическому мышлению и любви мы становимся способны преодолеть отупляющие силы повседневной жизни. В отличие от Бинга мы можем закрыть глаза, убежать от вездесущей рекламы и подумать. У главного героя серии особого выбора не было.