Как часто качества, помогающие нам добиваться успеха в этой жизни, мешают приближаться к Аллаху. Разве не тщеславие, зависть или жадность мотивируют человека на достижение больших результатов? Разве не эти качества движут менеджерами успешных компаний и позволяют обществу повышать стандарты жизни?
Наверное, кто-то скажет, что в жизни верующего есть куда более сильный мотиватор — вера и стремление к довольству Господа. И хорошо, если нами движет именно желание стать чище, лучше и ближе к Нему. Но так ли это на самом деле — об этом лучше всего свидетельствуют наши деяния.
Бывает, что мусульманин усердно трудится, много читает и работает над собой, чтобы заработать больше и совершить больше праведных дел, помогать родственникам, нуждающимся и расходовать на пути Аллаха. Он молит Аллаха помочь ему и одарить его богатством, раздаёт обеты и приносит жертвы.
И Аллах отвечает на его мольбы, благословляет его старания, и он добивается хороших результатов. Он искренне благодарит Всевышнего, делает щедрые пожертвования и помогает бедным, а потом к нему приходит шайтан и говорит: «Для чего тебе отдавать то, что ты заработал тяжёлым трудом, этим нищим, от которых так мало толку. Ты стал успешным мусульманином благодаря твоим знаниям и твоему усердию, и ты достойно представляешь твою религию. А эти никчёмные люди не хотят работать и предпочитают кормиться за чужой счёт.
Так для чего же расходовать на них то, что ты можешь потратить на расширение твоей компании. И у тебя будет больше рабочих мест, и ты сможешь накормить больше семей, и всё это ты сделаешь не ради себя, а только для того, чтобы прославить имя Господа и доказать другим, что религиозность не мешает добиваться успеха».
Шайтан всегда подкрадывается к верующему издалека, и заметить его происки удаётся лишь тем, кого оберегает Всевышний и кто обладает твёрдыми знаниями. И сколько искренних мусульман, добившихся успеха, следуют за шайтаном поначалу лишь потому, что они не распознали его хитроумных силков.
Они меняются постепенно и даже не замечают этого, с головой погрузившись в земную суету. Они отдаляются от богобоязненных братьев, которые пытаются увещевать их, и от бедных, которые теперь кажутся им обузой для целой уммы. Их место занимают богатые и не очень праведные, а потом и вовсе совершенно неправедные, но «нужные» люди, открывающие им двери к новым достижениям.
И каждая такая дверь, закрывшись за ними, меняет их жизненные ориентиры и искажает их восприятие реальности.
Но если вернуться назад, в тот самый момент, когда, уступив первому соблазну, стремившийся к успеху свернул на путь стяжательства, мы обязательно увидим, что его сподвигло не желание угодить Аллаху, а тщеславие, зависть или жадность.
Глубинные поползновения этих пороков трудно распознать, особенно если человек пытается скрыть их от самого себя, пока они не овладевают его душой и не меняют его помыслы.
Когда же они овладевают им и вытесняют из его сердца добродетели, то самым безобразным образом проявляются в его словах и поступках. Оттого и сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Пара голодных волков, запущенных к овцам, не навредят им больше, чем стремление человека к богатству и славе вредит его религии» [ат-Тирмизи 2376; Ахмад 15794].