— Я чувствую себя девяностолетним стариком, ощущаю тяжесть во всем теле, голова кружится, трудно вставать с постели. Официально я здоров. А мне реально очень плохо очень много лет, и еще приходится работать в этом состоянии. Физическое состояние такое, а выгляжу я очень молодо. Как я себя до этого довел? Я вокруг этого вопроса кручусь, но сам не могу разобраться.
— Есть индикаторы в нашем теле, которые относятся к физической и эмоциональной сфере, — это индикаторы вашего непонимания самого себя. Что бы вы ни брали, вы всегда придете к разбалансированности вашей личности. Поэтому эти состояния показывают на некий дисбаланс. А вот тут уже требуется исследование своей личности.
— У меня с детства самоуничижение. Это было сложно увидеть. Это самоуничижение я проецирую на других людей. Я глазами других людей смотрю на себя.
— Но вы не просто смотрите глазами каких-то людей, вы смотрите глазами отца и матери. Теперь посмотрите, как это самоуничижение проявлялось в отношениях вашего отца и матери. Кто там кого унижал: отец унижал мать или мать — отца?
— Мы с отцом похожи. Он рос без отца, но с такой же программой. Мать у нас в семье выступала насильником. Он плясал под ее дудку. Она им манипулировал, вызывая в нем чувство вины.
— Вот. Значит, вам надо смотреть, как мать управляет отцом, какие механизмы она использует для того, чтобы им управлять. Фактически это и есть раскрытие того, что вы назвали самоуничижением.
— У обычного человека самоидентификация по плюсовой стороне. Это гордыня — красивый, умный. А у меня она идет по минусу — некрасивый, неумный, то есть я себя уничижаю. В этой стороне тоже гордыня есть.
— Совершенно верно, та же гордыня. И смотрите, вам это нравится. Тот, кто говорит: «Я самый красивый, самый умный и так далее», он пухнет от этого. А у вас противоположная сторона: я самый некрасивый, неумный, и вы от этого гордыню свою подпитываете. Пока вы не поймете, какой выигрыш вы получаете от этого, вы не сможете понять свою программу. Вам это как раз и надо. Казалось бы, самоуничижение — это очень плохо. Ничего подобного. Это просто оборотная сторона возвышения. Одни вверх двигаются, а другие — вниз, но с такой же степенью удовлетворения, хотя это выглядит парадоксально. То есть, какое удовлетворение от самоуничижения? А точно такое же, как и от возвышения себя.
— Я как ходячий страх. Тридцать лет взаперти нахожусь, отчужден от других. Никаких отношений с женщинами, даже близко к этому не подходил, я их блокировал. До такой степени вот эта загнанность, жалость к самому себе .
— Почувствуйте, какое удовольствие вы от этого получаете. А вы его получаете. Вы получаете удовольствие от того, что вы один, что вы унижены, что не нужно взаимодействовать с людьми. Начните переходить от жалости к себе к исследованию ее. До этого вы не могли это делать, потому что вам нужно было не видеть того, от чего становилось страшнее и жальче себя. А вам и нужно было получать эту энергию, вы ее и получали. Сейчас это не так сильно у вас выражено, и поэтому вы уже можете начинать исследовать это. Признайте, что вам это доставляло удовольствие. А теперь рассматривайте механизмы того, как вы создавали это удовольствие от чувства жалости к себе, страха, отчуждения. Начните это исследовать, но рассматривайте это как положительный аспект. Это ваша задача, вы с ней пришли, она вашей душе нужна. Это положительный аспект для вас. Хотя он здесь считается отрицательным, для вас он — положительный.
— Тут видите, у меня очень сильная инерция от того, что я сильно с этим отождествился: с этим состоянием вялости, когда ничего не хочется и не можется. Сижу как в болоте. Тяжело очень. Физическое состояние усугубляют эти внутренние переживания.
— Для того чтобы вам начать чувствовать в себе другое состояние, вам надо начинать действовать, делать. Но другая часть этому противится, она хочет еще больше нагнетать свое тяжелое физическое состояние, ей это доставляет удовольствие. Она говорит: «Я не просто старик, я суперстарик».
Это всё равно, что поезд, который идет в одном направлении, а ему нужно пойти в другом направлении. Для этого, во-первых, ему нужно начать тормозить свое движение, ему нужно остановиться, а потом начать движение в обратном направлении. Конечно, это непросто. Вот у вас примерно такая ситуация. Но именно начать движение в обратном направлении для вас является самым важным. Для этого вам нужно будет прилагать усилия, но уже в противоположном направлении. То есть сейчас вы также прилагаете усилия, чтобы чувствовать себя разбитым стариком, и на лицо все показатели, что эти усилия не напрасны.
Вам кажется, что вы ленитесь, а вы на самом деле не ленитесь, а активно двигаетесь в направлении еще большего старения. Так что там идут такие же большие усилия. А вот теперь вам нужно сменить направление этих усилий. Таким образом, вы начнете исправлять дисбаланс, который у вас сейчас очень велик.
— Я чувствую, что нужны действия. Действия. Спасибо вам. Я понимаю, что всё это еще долго будет осмысливаться. Но вы задали мне нужное направление.