Найти в Дзене

Что нам делать со страстями? Свобода или независимость?

«Давайте не будем путать Любовь с либидо , комфортом и собственностью ...» Кирилл П. Гопиус

«Ма́ра — в славянской мифологии призрак, привидение. В европейской мифологии — злой дух, демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона...» Словарь.

Я уже писал как-то об одной экзистенциальной «вилке», экзистенциальном распутье. Когда от выбора пути зависит, пойдет ли человек, группа людей, сообщество, вообще любой живой организм по Пути саморазвития или отправится прямиком в объятья Мары и иллюзорной жизни. Вилка эта была в разделении терминов «свобода» и «независимость». Некоторые живые организмы принимают эти термины, как тождественные, при этом, как правило, выбирая дорогу независимости, которая ведет прямиком в царство вредных фантомов нереального мира.

Напомню, что «свобода» - это начальный этап саморазвития, Развитие это происходит на Пути от рождения страха собственной смерти до самой смерти у всего живого. Свобода – есть обод правил (родительских, социальных, бытовых, религиозных), на преступление которых, достигнув определенного уровня своего развития, готовы человек или сообщество. Таковая готовность и подтверждение действием этой готовности и есть «свобода». Следующим этапом развития неминуемо становится «власть» (презентация произвольного насилия). Когда преступление свода правил большинства не приветствуется этим окружающим большинством. Человеку или сообществу приходиться насаждать собственные новые правила. И заставлять им следовать окружение. Последним этапом развития перед собственно смертью становится «любовь». Принятие чужих смыслов, чужой природы. Что способствует возникновению стремления к саморазвитию у окружающего большинства.

Путь «независимости» же изначально иллюзорен. Нет ничего в этом видимом и невидимом мирах, что бы дистиллированно не зависело ни от чего. Наш мир созависим и именно в этом его сила. Следование иллюзорной дорогой «независимости» человек или сообщество вместо «власти» получает «агрессию», а вместо «любви», «ненависть». Такому человеку или сообществу никакое воскрешение после смерти не светит. Одна лишь сансара.

Но здесь я хочу описать еще одну экзистенциальную «вилку», экзистенциальное распутье. Если то, что я описывал до этого, больше относилось к стратегии. То теперь мы поговорим о тактике. Собственно, расхождение путей происходит на слове «страсти». Слово очень энергоемкое. Однако, большинство воспринимают его, как «скорейшее удовлетворение желаний». Такое «удовлетворение» приносит положительные эмоции в максимально срочной перспективе, но, неизбежно чревато побочными эффектами «похмелья» на долгий период времени.

Однако в старославянском языке «страсти» означали «страдания» (Страсти Христовы = Страдания Христовы). Страдания, которые у сторителлеров заменяются словосочетанием «истории преодоления» (миф, ритуал и жертвоприношение). А здесь уже русский язык нам подсказывает, что «страдания» и «страда», имеют общий корень не спроста. И «страда» (сбор урожая является логическим продолжением «страданий» (преодолений). Что и раскрывает нам экзистенциальную суть концепции жертвоприношения. Жертва, ради выхода на качественно новый уровень развития (воскрешение).

Все эти теоретические размышления имеют вполне практический прагматический смысл. Не плохо себе периодически задавать вопросы: «Чего я жду от страстей? Немедленного удовлетворения желаний и похмелья или преодолений и воскрешения, божьей помощи?» «Что я выбираю, «независимость» или «свободу»? «Ненависть» или «любовь»? Очень помогает в хозяйстве…