Качество подготовки педагогов проявляется в значительной степени в том, какие задания и упражнения они дают детям. Другими словами, важны не столько ответы, которые мы даем детям, сколько вопросы, которые мы им задаем.
Эксперты убеждены: качественные задания и грамотные вопросы обеспечивают высокую успеваемость. Но что значит это «качество»? Прежде всего, это смещение баланса от репродуктивных упражнений к иным, требующим размышления, поиска, анализа, вызывающим интерес, мотивирующим детей к решению поставленных перед ними задач. При этом важно понимать, что мы не можем и не должны полностью отказываться от репродуктивных вопросов, проверяющих лишь знание фактов и информации, заставляющих детей воспроизвести выученный материал. Без hard skills, без базовых знаний и фундамента успешная работа в любой области просто невозможна.
В этой статье мне хотелось бы поделиться с вами, дорогие коллеги, несколькими идеями того, как мы можем разнообразить наши задания на уроках, при этом не тратя на это слишком много времени.
1. Начнем с того, что иногда задачи, которые встречают наши дети в школьных учебниках, вызывают искреннее удивление и смущение. Моя «любимица» – это, конечно, задачка про дятла. Судите сами.
«Большой пестрый дятел делает 130 ударов в минуту. Для обработки еловой шишки ему нужно 1560 ударов, а для обработки сосновой шишки – 650 ударов. На сколько меньше времени нужно дятлу для обработки сосновой шишки? Чтобы прокормиться, дятлу нужно сделать 39000 ударов в день. Сколько минут в день дятел долбит дерево?»
Честно говоря, мне в этой истории больше всего жаль даже не дятла, которому приходится очень нелегко, а детей, которые зачем-то вынуждены считать такие бесконечно далекие и не связанные с реальной жизнью вещи. Представим себе обычное задание по обществознанию, которое встречается в ЕГЭ. Выглядит оно так: «Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры?», после чего следует шесть вариантов ответа.
Интересен ли детям такой вопрос? Нет. Возникает ли у них желание учить обществознание, выполняя такие упражнения? Разумеется, нет. Мотивирует ли изучать предмет? Ни секунды.
Но достаточно всего лишь творчески переделать это задание, как отношение к нему у всех выпускников моментально изменится. Сравните: «Телеканал HBO снял сериал «Игра престолов» (рейтинг на «Кинопоиске» 9 из 10, кстати) про жизнь нескольких веселых и добрых семей. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры?» А затем те же ответы, что и в предыдущем варианте.
Восприятие подобного задания становится другим. У детей возникает интерес. Вопрос вызывает улыбку и радость на их лицах. Они хотят обсуждать это задание друг с другом, они с удивлением видят на уроке главных героев своего любимого сериала (особенно, если вы используете презентацию, куда добавили несколько картинок из «Игры престолов»). Это моментально улучшает атмосферу в классе, а дети иначе воспринимают не только подготовку к ЕГЭ или контрольные, но и учителя, понимая, что он с ними «на одной волне».
Но не подумайте, что это просто какое-то развлечение на уроке. Хотя кто сказал, что развлечение на уроке – это плохо? Мы ничего по сути не меняем, сам вопрос (про признаки массовой культуры) остается тем же, как и варианты ответа. Мы лишь изменили форму, поменяли обложку, которая теперь выглядит гораздо приятнее. А здесь важно помнить – даже мы, взрослые, часто судим, например, книги по обложке. Нередко одну и ту же книгу (например, «Унесенные ветром») в обычной обложке читать совершенно не хочется, а когда она в другой (с красивым и современным дизайном), то сложно удержаться от чтения. Если мы даже людей встречаем и часто оцениваем по одежке да по обложке, то почему бы не сделать такую красивую обертку для наших заданий?
2. Почему бы не добавить в вопросы своих учеников?
Читать и выполнять бесконечные задания про абстрактного и всем надоевшего «гражданина Z» очень сложно. Вместо этого можно добавлять имена своих детей, а также включать в текст их интересы, хобби, планы, какие-то моменты из школьной жизни.
Сравните два совершенно одинаковых по сути, но крайне отличных по форме задания:
А - Гражданин Z открыл фирму по производству пластиковых окон. Что из перечисленного можно отнести к переменным затратам его фирмы?
Б - Луиза всегда мечтала открыть свою кондитерскую и наконец сделала это! Ура! Давайте поможем Луизе вспомнить, какие издержки относятся к переменным?
Поверьте, ваша ученица Луиза будет искренне рада увидеть свое имя в задании, попросит разрешения сфотографировать этот текст, да еще и будет делиться им с друзьями и в соцсетях. А еще это покажет, что вы помните и знаете своих учеников, интересуетесь их жизнью, гордитесь ими. И это очень здорово!
3. Обычный опрос – необычные ответы.
Без репродуктивных заданий, как мы уже отметили, не обойтись. Но если мы не можем изменить вопрос, то почему бы не предложить новую форму ответа? Предлагаю вам такой вариант или алгоритм действий:
А. Вы говорите детям (это будет особенно интересно и полезно в начальной школе), что с этого урока отвечать «да», «нет», «верно» или «неверно» они будут по-другому.
Б. Вы составляете очередь (проще всего по алфавиту) учеников.
В. Вы просите первого в списке придумать к следующему уроку то, как весь класс будет говорить «да», «нет» и т.п., не используя при этом слова.
Г. Поясните, что дети могут придумать практически любой вариант – топать ногами, поднимать левую или правую руку, махать головой, вставать, подпрыгивать – да что угодно.
Д. На следующем уроке наш герой должен представить всему классу свои идеи, пару раз отрепетировать (готовая физкультминутка, кстати), а затем учитель и ученик контролируют, чтобы весь класс отвечал именно таким образом. И так «звездный час» будет у каждого ученика в течение учебного года.
Почему это важно? Вовлечение детей в учебный процесс, позитивная атмосфера в классе, улучшение отношений педагога с детьми, борьба с рутиной, возможность проявить себя и свою фантазию для детей – все это и многое другое очень полезно и интересно для детей и для учителей. При этом сделать разнообразными можно и нужно и домашние задания тоже.
Учитель года 2018 Алихан Динаев
Читайте больше статей в газете Хьехархо!