Среди многочисленных технологий малоэтажного строительства с успехом применяется технология монолитного строительства. Преимущества данной технологии очевидны. Дома построенные по технологии монолитного строительства являются самыми крепкими, ведь говоря простыми словами, в результате мы получаем монолитную бетонную конструкцию, в которой все стены и перекрытия состоят из бетона и буквально сращены друг с другом. Толщина стен, форма стен, наклон стен (бывает и такое) задаются опалубкой, внутрь которой укладывается арматура и заливается бетон. Когда бетон застывает, мы получаем готовую монолитную конструкцию.
Одним из факторов, способствующим популяризации монолитного строительства, стала композитная арматура из стеклопластика и базальтового волокна. Арматура из стеклопластика немного уступает базальтовой по прочности, зато значительно дешевле её. Поэтому именно она более востребована в строительстве. Одно из преимуществ композитного материала – неподверженность коррозии. В связи с этим можно уменьшить толщину бетона, которым приходилось покрывать стальную арматуру для защиты от влаги.
В СМИ периодически появляются «сказки» о нанотехнологичном происхождении композитов, но на самом деле такая арматура была придумана в начале 70-х годов прошлого столетия. Сегодня сложно сказать, где она появилась ранее – в СССР или в США. Опыты её применения проводились и у нас и в США, однако в США с 1974 года начато её промышленное производство, а в СССР всё закончилось несколькими экспериментальными объектами. В Японии арматура из композитных материалов практически полностью вытеснила металлическую в мостостроении и промышленном строительстве, а также при возведении частных домов. Она используется:
- для армирования плитных и ленточных фундаментов;
- в качестве горизонтального армирования монолитных стен;
- в горизонтальной «перевязке» стен (укладываемых из пенобетонных и газобетонных блоков, и различных теплоблоков).
Возможно применение такой арматуры и в перекрытиях, но выбор диаметра и шаг укладки обязательно следует рассчитывать на основе технических характеристик арматуры, взятых из протоколов испытаний, предоставляемых производителем арматуры по запросу, а не на основе различных таблиц «равнопрочной замены»!
Для фундаментов рекомендуют выбирать композитную арматуру не тоньше 8 мм. Это связано с удобством последующего хождения по арматурному каркасу.
Преимущества композитов заключаются в экономичности – их стоимость меньше стальных прутков в среднем на 30% при тех же параметрах прочности на разрыв.
Выигрывают композиты и по весу. К примеру, если для устройства «плиты» площадью 100 кв.м необходимо 2 тысячи метров арматуры (при шаге в 20 см), то вес композитной арматуры (Ø 8 мм) составит 150 кг, а такое же количество стальной (Ø 12 мм) «потянет» уже на 1 780 кг. То есть стальная арматура тяжелее практически в 12 раз. Это скажется и на затратах на транспортировку. Композитную арматуру в бухтах длиной 2000 м (Ø 8 мм) можно разместить в стандартном «паркетнике», сложив задние сиденья.
Но даже если Вы приобретаете композитную арматуру в прутках длинной по 6 и более метров, и даже если её диаметр доходит до 12 мм, вы всё равно сможете перевезти её в любом небольшом фургоне с длиной кузова менее 6 метров и для этого её необязательно скручивать в бухты. Так, композитная арматура в прутках по 6 метров легко укладывается в кузов автомобиля Газель, для этого она просто сгибается пополам и укладывается в кузов в форме подковы.
При этом погрузку и разгрузку композитной арматуры можно произвести вручную, без специальной техники. Бухты может грузить 1 человек, прутки удобнее грузить вдвоем. Для справки: стометровая бухта АКП-СП-8мм весит всего 7,5 кг, вес одного 6-ти метрового прутка равен 450 граммам. Если вы собираетесь перевозить бухты стеклопластиковой арматуры в легковом автомобиле, позаботьтесь заранее о том, чтобы взять с собой в машину старое одеяло или картон. Их можно проложить между бухтами арматуры и пластиковыми элементами обшивки салона. Хоть арматура и не железная, её поверхность далеко не мягкая. При разгонах, поворотах и торможении, бухты будут болтаться по салону и могут значительно поцарапать пластиковую обшивку салона, которую будут задевать.
Чем, кстати, еще хороша арматура в бухтах: ее всегда можно нарезать на прутки той длины, которая требуется. А стальные прутки определенной длины часто приходится либо «наращивать», либо укорачивать. К тому же при большом (по объему) заказе производитель может сделать для вас прутки любой нестандартной длины или изготовить арматуру в бухтах, имеющих длину, кратную требуемой длине отдельного прутка.
Разрезать композитную арматуру лучше «болгаркой» или ножовкой по металлу, но можно использовать болторезы или топор. Обязательно нужно использовать при работе защитные очки.
Разматывать бухты с композитной арматурой следует с осторожностью. Рекомендуем не разрезать сразу все проволочные перевязки бухты, а оставить 1 – 2, после чего вытягивать и отрезать от неё прутки нужной длины.
Вяжется композитная арматура обычной обожженной вязальной проволокой, либо пластиковыми хомутами (это дороже и дольше), либо с использованием автоматических вязальных пистолетов типа MAX, Wacker Neuson DF16.
Согнуть из композитной арматуры на строительной площадке различные детали невозможно. В случаях, когда требуется использование гнутых арматурных элементов, допускается использование таких элементов, согнутых из стальной арматуры. Они увязываются с композитной арматурой.
Сварка композитной арматуры невозможна, а ее склеивание на строительной площадке нецелесообразно.