Найти тему

Композитная арматура

Фото компании «Алиен Технолоджис»
Фото компании «Алиен Технолоджис»

Среди многочисленных технологий малоэтажного строительства с успехом применяется технология монолитного строительства. Преимущества данной технологии очевидны. Дома построенные по технологии монолитного строительства являются самыми крепкими, ведь говоря простыми словами, в результате мы получаем монолитную бетонную конструкцию, в которой все стены и перекрытия состоят из бетона и буквально сращены друг с другом. Толщина стен, форма стен, наклон стен (бывает и такое) задаются опалубкой, внутрь которой укладывается арматура и заливается бетон. Когда бетон застывает, мы получаем готовую монолитную конструкцию.

Одним из факторов, способствующим популяризации монолитного строительства, стала композитная арматура из стеклопластика и базальтового волокна. Арматура из стеклопластика немного уступает базальтовой по прочности, зато значительно дешевле её. Поэтому именно она более востребована в строительстве. Одно из преимуществ композитного материала – неподверженность коррозии. В связи с этим можно уменьшить толщину бетона, которым приходилось покрывать стальную арматуру для защиты от влаги.

Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»
Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»

В СМИ периодически появляются «сказки» о нанотехнологичном происхождении композитов, но на самом деле такая арматура была придумана в начале 70-х годов прошлого столетия. Сегодня сложно сказать, где она появилась ранее – в СССР или в США. Опыты её применения проводились и у нас и в США, однако в США с 1974 года начато её промышленное производство, а в СССР всё закончилось несколькими экспериментальными объектами. В Японии арматура из композитных материалов практически полностью вытеснила металлическую в мостостроении и промышленном строительстве, а также при возведении частных домов. Она используется:

- для армирования плитных и ленточных фундаментов;

- в качестве горизонтального армирования монолитных стен;

- в горизонтальной «перевязке» стен (укладываемых из пенобетонных и газобетонных блоков, и различных теплоблоков).

Возможно применение такой арматуры и в перекрытиях, но выбор диаметра и шаг укладки обязательно следует рассчитывать на основе технических характеристик арматуры, взятых из протоколов испытаний, предоставляемых производителем арматуры по запросу, а не на основе различных таблиц «равнопрочной замены»!

Строительство объекта в Репино. Фото компании «Алиен Технолоджис»
Строительство объекта в Репино. Фото компании «Алиен Технолоджис»

Для фундаментов рекомендуют выбирать композитную арматуру не тоньше 8 мм. Это связано с удобством последующего хождения по арматурному каркасу.

Фото компании «Алиен Технолоджис»
Фото компании «Алиен Технолоджис»

Преимущества композитов заключаются в экономичности – их стоимость меньше стальных прутков в среднем на 30% при тех же параметрах прочности на разрыв.

Выигрывают композиты и по весу. К примеру, если для устройства «плиты» площадью 100 кв.м необходимо 2 тысячи метров арматуры (при шаге в 20 см), то вес композитной арматуры (Ø 8 мм) составит 150 кг, а такое же количество стальной (Ø 12 мм) «потянет» уже на 1 780 кг. То есть стальная арматура тяжелее практически в 12 раз. Это скажется и на затратах на транспортировку. Композитную арматуру в бухтах длиной 2000 м (Ø 8 мм) можно разместить в стандартном «паркетнике», сложив задние сиденья.

Фото компании «Алиен Технолоджис»
Фото компании «Алиен Технолоджис»

Но даже если Вы приобретаете композитную арматуру в прутках длинной по 6 и более метров, и даже если её диаметр доходит до 12 мм, вы всё равно сможете перевезти её в любом небольшом фургоне с длиной кузова менее 6 метров и для этого её необязательно скручивать в бухты. Так, композитная арматура в прутках по 6 метров легко укладывается в кузов автомобиля Газель, для этого она просто сгибается пополам и укладывается в кузов в форме подковы.

Фото компании «Алиен Технолоджис»
Фото компании «Алиен Технолоджис»

При этом погрузку и разгрузку композитной арматуры можно произвести вручную, без специальной техники. Бухты может грузить 1 человек, прутки удобнее грузить вдвоем. Для справки: стометровая бухта АКП-СП-8мм весит всего 7,5 кг, вес одного 6-ти метрового прутка равен 450 граммам. Если вы собираетесь перевозить бухты стеклопластиковой арматуры в легковом автомобиле, позаботьтесь заранее о том, чтобы взять с собой в машину старое одеяло или картон. Их можно проложить между бухтами арматуры и пластиковыми элементами обшивки салона. Хоть арматура и не железная, её поверхность далеко не мягкая. При разгонах, поворотах и торможении, бухты будут болтаться по салону и могут значительно поцарапать пластиковую обшивку салона, которую будут задевать.

Чем, кстати, еще хороша арматура в бухтах: ее всегда можно нарезать на прутки той длины, которая требуется. А стальные прутки определенной длины часто приходится либо «наращивать», либо укорачивать. К тому же при большом (по объему) заказе производитель может сделать для вас прутки любой нестандартной длины или изготовить арматуру в бухтах, имеющих длину, кратную требуемой длине отдельного прутка.

Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»
Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»

Разрезать композитную арматуру лучше «болгаркой» или ножовкой по металлу, но можно использовать болторезы или топор. Обязательно нужно использовать при работе защитные очки.

Разматывать бухты с композитной арматурой следует с осторожностью. Рекомендуем не разрезать сразу все проволочные перевязки бухты, а оставить 1 – 2, после чего вытягивать и отрезать от неё прутки нужной длины.

Вяжется композитная арматура обычной обожженной вязальной проволокой, либо пластиковыми хомутами (это дороже и дольше), либо с использованием автоматических вязальных пистолетов типа MAX, Wacker Neuson DF16.

Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»
Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»

Согнуть из композитной арматуры на строительной площадке различные детали невозможно. В случаях, когда требуется использование гнутых арматурных элементов, допускается использование таких элементов, согнутых из стальной арматуры. Они увязываются с композитной арматурой.

Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»
Строительство объекта в поселке Песочный. Фото компании «Алиен Технолоджис»

Сварка композитной арматуры невозможна, а ее склеивание на строительной площадке нецелесообразно.