Найти тему

Праздник Благовещения: свт.Феофан Затворник о радости

"Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою" - обращенные к Богородице слова Ангела из Евангелия от Луки (1:28) - первое, что вспоминается в праздник Благовещения.

А что такое радость для христианина - об этом рассказывал в своих проповедях на праздник Благовещения свт.Феофан Затворник.

Христианам нельзя не радоваться. Им усвоены милостивым Господом такие преимущества, с коими ничто на земле сравниться не может, о которых одно помышление должно обвеселять сердце и плоть их. Есть немало вещей, которые радуют людей. Но христианину усвояются несравненно высшие всех их блага, которые — и сравнить нельзя как больше должны обвеселять душу его.

(Святитель Феофан Затворник, Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, 1865 год)

-2
«Что значит, – что Благовещение, светло празднуемое, всегда почти совершается в пределах святого поста – времени плача и сетования? Не ясно ли сим уставом Святой Церкви внушает нам Бог, что мы не должны знать никаких радостей, кроме тех, которые открывает нам Благовещение? – Действительно так. Мы не можем радоваться без особенного Божия позволения, без непосредственного от лица Его разрешения на радость…
…Такая разрешенная Богом радость и есть уже на самом деле. Ее принес к нам ныне Архангел Гавриил – к нам, изгнанникам, с неба от лица Божия. Он предстал Преблагословенной Деве Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная!»

(Святитель Феофан Затворник, Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, 1854 год)

-3
«Небесный благовеститель Архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Деву обрадовательным приветствием, говоря: «радуйся, Благодатная». Восприяв вместе с сим словом и самое дело радости, Богоизбранная поет потом: «и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем!». В ответ на сие и Святая Церковь, именуя ее радости Приятелищем, припевает ей: «радуйся, Радосте наша!»
От Владычицы Богородицы, как наследие от матери детям, радость перешла ко всем христианам и стала неотъемлемым их достоянием»

Радуются люди, когда несомненно ожидают, что скоро — на днях, завтра — получат что-либо очень ценное, дорогое сердцу их. Но какие надежды и ожидания мирские могут сравниться с надеждами и ожиданиями христиан? Смотрите, что им обетовано? — Наследие нетленно, нескверно, неувядаемо, соблюдено на небесех их ради , такое наследие, о котором восхищенный до третьего небеси и слышавший там неизреченные глаголы свидетельствовал, что око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его , которого получение, однако ж, так верно и несомненно, что оно как бы уже в руках их есть: вся ваша суть, говорит Апостол, или мир, или живот, или настоящая, или грядущая, вся ваша суть. Вы же Христовы, Христос же Божий.

Но кто силен заставить сердце радоваться, когда оно не ощущает радости? -Радость, как и всякое чувство, не в воле человека. Можно ли чувствовать себя, например, сытым, когда не насыщен? Насыться — и будешь чувствовать насыщение. Так и в радости. Поставь себя в обрадовательное состояние — и будешь радоваться. Тогда даже не возможешь не радоваться, хоть бы и захотел. Христианство потому так тесно и родственно связано с радостию, что всякого, верного требованиям его, непременно поставляет в обрадованное состояние, так что слово «радуйся», можно заменить словами «поставь себя в обрадовательное состояние», а сие последнее — словами «выполни то, что требует христианство».

Радость указуется вначале, хотя в полноте достигается она в конце, чтоб надеждою ея возбуждать силы и облегчать трудности шествия. Итак, хотите ли радоваться, — вот путь к радости! Покайтесь, и затем исполните всякую правду; это приведет к миру Божию, превосходящему всякий разум; а из мира родится радость, неописанная и неизглаголанная!

(Святитель Феофан Затворник, Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, 1865 год)