Боевые слоны были натравлены против Рима карфагенянами и правителями греческих полисов. Однако самая мощная версия этого сверхтяжелой армады была доступна Селевкидам - правителям эллинистического государства, охватывающего территории от Малой Азии до Афганистана.
Уже основатель династии Никатор, в обмен на вывод значительных территорий, полученный от индийского правителя Чандрагуптов 500 из этих гигантов, которые сыграли решающую роль в победе. С тех пор боевой слон стал второй эмблемой династии после якоря, которая также появлялась на монетах.
У царей Антиохии обычно были индийские слоны больше и мощнее, чем африканские лесные слоны, которых использовали в армиях Лагидов, нумидийских царей и карфагенян. Пунические и египетские охотники не достигли саванны, обиталища африканских саванных слонов, самого большого из всех ныне живущих хоботков.
Восстановление колоссального тела
Селевкиды привезли слонов из Индии через Гималайские перевалы и иранские горы, невзирая на большие расстояния и неслыханные затраты (эти животные очень редко размножаются в неволе и живут в нем всего 20-30 лет).
Когда Антиох III взошел на трон [в 222 г. до н.э.], в королевских конюшнях не было ни одного слона. Энергичные действия правителя принесли результаты уже [в битве с египтянами] при Рафии [в 217 г.]. Селевкид мог вооружить до 102 таких колоссов.
Лучшее применение боевых слонов
Слоны были особенно эффективны в борьбе с врагом, который никогда не сталкивался с ними раньше (якобы Антиох I победил галатов своими 16 слонами), а также в атаках против вражеской кавалерии.
Кони боялись ужасного запаха скачущих трубных деревьев и убегали при виде них, неся с собой всадников. Поэтому слонов часто помещали на крыльях, обращенных к коннице противника. Так поступил и Пирр, правитель Эпира, в битве римлян при Гераклее (280 г. н.э.) и, вероятно, Ганнибал из Требии (218 г. н.э.).
Командир мог также разместить этих огромных зверей во втором броске - тогда они защищали боевой рубеж пехоты от окружающего нападения вражеской кавалерии.
Так Селевк I Никатор использовал массу своих слонов (480 голов!) На Ипсосе. У этой живой стены Деметриос Полиоркетес, сын Антигона Одноглазого, оказался беспомощным со своей победоносной конницей. Также слоны могли пробиться в ряды пехоты.
Броня, клинки и турели. Слоновое вооружение
Могучие животные сами по себе были грозным оружием. Чтобы усилить воздействие этих «танков древнего мира», им дали острые нагрудники и лезвия, расширяющие клыки.
Животных водил погонщик, обычно в индуистской одежде и часто истинно индейский. На спины огромных индийских слонов ставили турели, с которых два или три воина метали в своих врагов снаряды или наносили удары длинными копьями.
Перед битвой эти колоссы были одеты в форму страха, а иногда их также поливали вином, чтобы их было легче разозлить.
Слоны не бросались в бой в одиночку, каждое животное сопровождало около 40-50 человек с легким вооружением. (Точно так же в обеих мировых войнах танки могли эффективно действовать только благодаря войскам, прикрывавшим своих пехотинцев).
Сопровождавшие слонов солдаты следили, чтобы противник не бил их в бок, особенно в чувствительный хобот. Слоны часто превращались в обоюдоострый меч - испуганные или раненые, они приходили в ярость. Потом они топчут и сокрушают и ряды своей армии.