Мемфис, Пальмира, Ангкор, Кхаджурахо - эти некогда прекрасные, но заброшенные навсегда города, о которых мы читали в сказках и туристических путеводителях, люди оставили гораздо раньше, чем по свету начали ездить блогеры с фотокамерами. Но в субтропическом рае Абхазии есть город - призрак, чья история насчитывает меньше века и еще наши отцы могли застать его былое величие.
Город Ткуарчал (по-грузински назывался Ткварчели) пока еще не нужно долго искать по старинным картам и откапывать из-под земли, вырубая буйные южные леса, хотя они скоро возьмут свое, ведь надежда на возрождение покинула Ткуарчал вместе с основной массой жителей.
Ископаемое топливо в прошлом веке не имело достойной альтернативы. Скорейшая индустриализация молодого советского государства целиком зависела от природных ресурсов, которые разведывались и разрабатывались по всему Союзу. В 1935 году в нынешнем Ткуарчальском районе частично признанной республики Абхазия открылся каменноугольный рудник имени Сталина.
Его шахты оснащались новейшими врубовыми машинами, а транспортировка угля осуществлялась качающимися конвейерами. В большинстве выработок ходили аккумуляторные электровозы.
Население окрестных ПГТ Акармара, Джанутха, Поляна в основном состояло из шахтеров, а в 1942 году силами пленных немцев и, в частности, немецких инженеров и архитекторов, началось строительство Ткварчели - Ткуарчала - индустриального центра региона.
Строился не только город, система транспортировки угля достойна отдельного упоминания, ведь к железнодорожной станции в Акармаре уголь доставляли с помощью грузовой канатной дороги длиной около пяти километров! А уже из Акармары везли в Квезани на обогатительную фабрику.
Арочные мосты для транспортировки угля похожи на римские акведуки, в скалах прорубались тоннели, прокладывались горные дороги.
Тысячи работников добывающей промышленности, конечно же, хотели жить в комфортных условиях, к тому же Сталин любил Абхазию, поэтому на инфраструктуру не жалели ресурсов.
Ткварчели и Акармара выглядели куда лучше обычных шахтерских моногородов. Уголок Европы в горах Абхазии создавался трудами немецких военнопленных.
Помимо угледобычи в районе работала доломитовая фабрика, заводы стройматериалов и электромеханических изделий, здесь шили одежду, производили продукты питания, действовала мощная гидроэлектростанция - регион развивался не только как монопроизводство.
ГРЭС
На местном бальнеологическом курорте можно было получить радоновые ванны. Вода из источников со слабой радиоактивностью применялась для лечения заболеваний органов движения и опоры и периферической нервной системы. Здесь работал даже собственный театр.
Ткуарчал окружен горами со всех сторон, въехать в него можно лишь по одной дороге, а значит, его легко отрезать от источников снабжения. Во время грузино-абхазской войны город пережил блокаду, длившуюся 413 дней.
Очень интересна двухуровневая городская структура. Ткуарчал поделен на верхнюю и нижнюю площадки, связанными канатной дорогой и лестницей из 232-х ступеней.
При "Советах" жизнь в городе и окружающих поселках била ключом. Многонациональное население (около 30 тысяч человек со всех концов Союза) ни в чем не нуждалось благодаря отличному снабжению, однако закат Ткуарчала начался задолго до войны.
К 1975 году закрылись три из восьми шахт, сложная геология затрудняла добычу сокращающихся запасов угля. В восьмидесятых перевели на газовое питание местную ГРЭС, и почти полностью остановили угледобычу.
Война окончательно добила Ткуарчал. В блокаду здесь начались эпидемии, свирепствовала цынга, причем от недоедания погибало в основном русское население, жившее городским укладом в многоквартирных домах и не имевшее огородов.
Местным оставалось надеяться лишь на российские вертолеты, доставлявшие гуманитарку и вывозившие гражданских. Катастрофа одного из Ми-8, в которой погибло 64 человека, включая 25 детей, изменила ход всей грузино-абхазской войны. Вину за крушение возложили на грузинские войска, Россия увеличила свое участие в конфликте, Абхазия получила мощную поддержку добровольцев с Северного Кавказа. 27 сентября 1993 года в результате наступления на Сухуми, Очамчири и Ткварчели, абхазы взяли Сухуми, а 29 сентября была снята осада Ткварчели.
После войны восстанавливать Ткуарчал было некому. Символом остановившегося времени стали эти часы на здании управления ГРЭС, да бюст вождя пролетариата, которому когда-то оторвали голову, но водрузили ее на место - если присмотреться, от этой "операции" остался хорошо заметный шов.
Городская архитектура разрушена артобстрелами, уничтожены канатки, ГРЭС, дорога к Акармаре, в которой раньше было пять тысяч жителей, не видела ремонта с довоенных времен.
В состоянии упадка находятся уникальные объекты. На фото ниже - единственный в Советском Союзе арочный железнодорожный мост с изгибом.
После войны в начале двухтысячных сюда пришел турецкий бизнес, благодаря которому удалось наладить добычу угля открытым способом, что хоть как-то помогло выжить местным жителям.
Но остались в Акармаре и Ткуарчале только те, кому некуда и не на что уехать.
Даже не верится, что среди этих руин до сих пор живут люди.
Городская инфраструктура разрушена.
Не работают поликлиники, школы и магазины.
Всего 200 км от Адлера, до грузинской границы и того меньше - 70 километров, казалось бы, цивилизация совсем рядом, но путешествие в Ткуарчал - это поворот в никуда, середина нигде. В отличие от заброшенных древних городов, вызывающих восхищение мощью древних цивилизаций, поездка в Ткуарчал оставляет лишь ощущение безысходности со слабым привкусом надежды на чудо, которое, скорее всего, никогда не случится.
Но мне хочется верить, что жизнь вернется в это прекрасное место...
Ставьте лайк, подписывайтесь и читайте в этом блоге другие отчеты о путешествии в Абхазию.
Как выглядит Сухум через 28 лет после войны
Зимний вечер в заброшенном кинотеатре Гагры