Найти тему
Про кино и вокруг кино

"Частная жизнь" - малоизвестный советский фильм, номинированный на Оскар

"Нашел свое место в жизни - жди, когда оно освободится"

Не так часто советские фильмы были номинантами на Оскар. Еще реже они эту премию получали. Из 9 картин - «Война и мир»🏆, «Братья Карамазовы», «Чайковский», «А зори здесь тихие», «Дерсу Узала»🏆, «Белый Бим Черное ухо», «Москва слезам не верит»🏆, «Частная жизнь», «Военно-полевой роман» - только три были удостоены премии. Большинство номинантов на слуху у массового зрителя, но вот про фильм "Частная жизнь" Юлия Райзмана мало кто знает.

"Частная жизнь"
"Частная жизнь"

Фильм вышел на экран в 1982 году. По сюжету два предприятия слились в одно, директора Сергея Никитича Абрикосова уволили, поставив на его место более молодого начальника. И теперь главный герой фильма, отдавший всю свою жизнь работе, не может найти себя в этой жизни.

Роль Сергея Никитича Абрикосова исполнил Михаил Ульянов. Режиссер фильма Юлий Райзман не хотел брать его в фильм, так как не любил снимать примелькавшиеся лица, но другого актера в подходящем возрасте Райзман в этой роли не видел.

"Частная жизнь"
"Частная жизнь"

Игоря, младшего сына главного героя, могли сыграть Альгис Арлаускас или Олег Меньшиков. Но первый предпочел фильм Леонида Гайдая "Спортлото 82", а второй ушел сниматься в "Покровских воротах" Михаила Казакова. Зато Татьяне Догилевой удалось сыграть и в "Покровских воротах", и в "Частной жизни".

Сергей Никитич Абрикосов - жесткий человек, с которым не могут найти общего языка его взрослые дети и жутко боится теща. Все свое время он проводит на работе, его семья давно привыкла к этому, а возможно им так даже проще живется.

Но вот Абрикосова увольняют. И что же ему делать после выхода на пенсию - телевизор он не смотрит, книг не читает, хобби не имеет. Остается только слоняться по городу, хотя даже переходить улицу на светофор и ездить в общественном транспорте Сергей Никитич как-будто учится заново - отвык от такой жизни за многие годы пользования казенным автомобилем с личным водителем. Вот решил зайти к старому другу, которого не видел много лет, а оказалось, что того уже 2 года как нет в живых.

Абрикосову страшно от этой новой жизни. Он срывается на семье, начинает ревновать жену, которая уже давно привыкла жить своей жизнью, и не может перестроиться даже, когда мужа уволили - собралась на концерт, а Сергея Никитича даже не подумала пригласить.

Работая сутками напролет, Абрикосов совершенно не думал, что когда-то эту работу он может потерять. Сергей Никитич так и не обзавелся собственной машиной, дача у него казенная и после увольнения ее нужно вернуть, да и денег совсем мало скопил( интересно, куда это уходила вся его, ведь явно же немаленькая, зарплата).

Но и плюсы у новой жизни тоже нашлись. Сергей Никитич вдруг почувствовал себя частью своей же семьи: сходил с женой в цирк, помог дочери в трудную минуту, попросил за сына за бывшей работе.

Но тут раздается звонок высшего руководства - Абрикосову могут предложить новую должность. А вот насколько изменится теперь образ жизни героя, сумеет ли он поддержать баланс между семьей и работой зрителю придется домыслить самому...

Неудивительно, что именно этот советский фильм был выдвинут на Оскар, ведь в картине показаны проблемы, которые могут произойти с любым трудоголиком в любой стране. В то же время я понимаю, почему "Частная жизнь" практически неизвестна в нашей стране. Фильм ровный и спокойный, многим даже может показаться нудным и затянутым. Да и после просмотра эта история скорее всего быстро забудется. Но мне смотреть было интересно - я не трудоголик и людей подобного типа не очень понимаю, поэтому наблюдать за метаниями и трансформацией такого человека довольно увлекательно.

В 1983 году фильм Райзмана уступил Оскар испанкой картине " Начать сначала" ( на Кинопоиске у этой работы что-то уж совсем низкий рейтинг - 5,7). Зато на Венецианском кинофестивале Юлий Райзман получил приз «За артистическое и профессиональное сотрудничество», а Михаил Ульянов - специальный приз за исполнение главной роли.

Актер вспоминал:

"Когда мы с «Частной жизнью» попали на Венецианский фестиваль, я полагал, что история про какого-то советского пенсионера тут заинтересовать не может. На следующий день — показ, успех и сразу огромная пресса. Оказывается, проблема ненужности, неприкаянности волнует повсюду".