Найти тему
Black H.

СУПЕР АСФАЛЬТ для СУПЕР РОССИИ так ли это?

«Superpave – это передовой метод разработки составов асфальтобетонов с высокой эксплуатационной надежностью. «Суперпейв» является продуктом Стратегической программы исследования дорожного хозяйства. Инновационная система была разработана в США в 1992 году при участии специалистов из разных стран. Главное достоинство таких асфальтобетонов – повышенный межремонтный срок эксплуатации.» - примерно так позиционируется американская разработка на нашем рынке дорожных услуг. «Суперасфальт» ни как, ни меньше. И при этом акцентированы – обязательность перехода на PG-градацию битумов, квадратные сита и возможность применения местных материалов.

Кстати сами американцы никогда не наделяли эту методику указанными свойствами. Российские пионеры Superpave в начале совершили лингвистический приём для получения тактико-технического преимущества путём искажённого перевода этого термина. Название методики «Superpave» является сокращением от «Superior Pavements», которое российские «разработчики» преподнесли как «Идеальное покрытие», что является некорректным, и вводит россиян в заблуждение. Однако в оригинале оно переводится как «дорожное покрытие повышенного качества». Ошибки в переводе замечаются во всем так, в своем выступлении президент ассоциации «РОСАСФАЛЬТ» Н.B. Быстров, представляя мнение американцев о возможности замены сит с круглыми отверстиями на квадратные, почему-то назвал слайд «Экспертное мнение по методологии Суперпейв» (хотя экспертов в докладе на всякий случай повысили в должностях). В тексте слайда, от имени американцев, говорится, что замена сит, вероятно вполне возможна, но ни слова о применимости методики Superpave в России . Однако, в заключении этого слайда докладчик громко заявляет: «Подтвердили, уважаемые американские эксперты!!!».

У слушателей осталось впечатление, что американские эксперты одобрили Superpave для России! Сами эксперты очень удивились бы, узнав об этом. На самом деле, смысл такой: «Мы использовали те же сита, что и раньше. Не было смысла их менять». Проще говоря размер сит в США принят в дюймах т.к. они точно корреспондируются с принятой в США и Канаде классификацией по крупности поставляемого каменного материала. А вот в Росси при смене сит с метрической меры в дюймовую пришлось переоснастить все а/б смесители и лаборатории.

В 2019-2020 гг. крупные чиновники в Росавтодоре и некоторых областных центрах заявляли, что переход на одобренную Росавтодором систему проектирования асфальтобетонной смеси, «Суперпейв, позволит увеличить межремонтный срок эксплуатации дорог вдвое - до 12 лет, а капитальный ремонт возможен и вовсе через 24 года. А в итоге: первой трассой покрытие которой полностью выполнят по технологии «Суперпейв» на территории РФ станет, «Таврида».

-2
А это г. Саратов объездная дорога Солнечный-Юбилейный  на фото дорога построенная по старым ГОСТам после 9 лет эксплуатации.
А это г. Саратов объездная дорога Солнечный-Юбилейный на фото дорога построенная по старым ГОСТам после 9 лет эксплуатации.

Гарантия на верхний слой асфальтового покрытия трассы «Таврида» составит четыре года. Это следует из госконтракта, размещённого на сайте госзакупок, что в три раза короче того срока службы, который декларируется повсеместно на всех уровнях. И это в условиях сухого и теплого климата Крыма, а каков срок службы будет в северных районах страны?

Кстати говоря про климат. В технологии «Суперпейв» нет понятия климатической зоны, от слова вообще. Проще говоря если применять это к нашей стране, то асфальт будет укладываться одинаковый что в Сочи что и в Мурманске.

Однако не все свято верят в панацею для Российских дорог в виде «Superpave». Так завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев, в свою очередь, обратил внимание на опасность слепого копирования американской методологии. На этапе подготовки отечественных нормативных документов, по его словам, она требует всестороннего анализа и учета российских условий.

— Многие мои коллеги утверждают, что Superpave — панацея от российского бездорожья, позволит обеспечивать нормативные сроки службы асфальтобетонного покрытия. Но у меня полной уверенности в этом нет. Территория США располагается южнее широты города Сочи. Отсюда вопрос: в какой степени эта методология применима к нашим дорогам? Внедрять ее без соответствующей адаптации не следует, — уверен он.

Говорить об эффективности методики, по словам эксперта, можно будет только по итогам долгосрочной эксплуатации участков с «суперасфальтом».

Юрий Васильев также обратил внимание, что переход на методологию Superpave потребует закупки большого количества импортного дорогостоящего оборудования для испытания битума и асфальтобетона. Сейчас в России крайне ограничено количество лабораторий, полностью оснащенных необходимыми для этого приборами.

А что же в штатах происходит, где уже много лет используются покрытия по методике Суперпейв? За это время произошло заметное ухудшение состояния покрытий, которые не только служат меньше, но и склонны к шелушению в виде потери каменного материала c поверхности покрытия, и идёт постоянное накопление материала по краям дороги, вдоль бордюров.

-4

С внедрением новых смесей дороги стали хуже, ремонт покрытия с заменой верхнего слоя происходит в среднем через 5-6 лет. А применение «экологически модных» тёплых смесей только усугубило ситуацию. Покрытия практически не могут противостоять образованию выбоин в периоды замораживания-оттаивания. Надо не забывать, что здесь на большей территории совершенно другой климат - тёплый, нет таких осадков, заморозков и морозов, как в России. Состояние дорог в CША можешь без труда увидеть и ты, используя, программу, Google Maps.

Подводя итог хочу сказать, что суперасфальт не такой уж и супер. Он требует серьезных доработок что в свою очередь требует больших финансовых вложений и не лучше ли усовершенствовать наши советский ГОСТы, которые не так уж и плохи если их соблюдать.

Ваши пожелания касающиеся новых статей о дорожном строительстве приму в комментариях и уже в следующих статьях подробно опишу.

Не забудьте подписываться и ставить классики.