Дорога в Космос лежит через Липецк
Под Липецком никогда не было космодрома. Но в Липецке базируется крупнейший центр фронтовой авиации: «4-й государственный Центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний». Он стал настоящей кузницей кадров для отечественных воздушно-космических войск. В Липецком авиацентре прошли подготовку порядка 45 тысяч российских асов и каждый десятый космонавт. Особую роль в космической истории России Липецк сыграл в 60-70-е годы, когда здесь отрабатывались части лунной и военно-космической программ.
Проект «Спираль»
В 60-е в СССР разрабатывалась военная программа - авиационно-космическая система «Спираль». Она стала ответом на создание американского космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar. «Спираль» состояла из орбитального самолета, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.
– Эта программа была своего рода предшественницей «Бурана». Тогда об этом всерьез думали и мы, и американцы. Мыслился небольшой космический боевой корабль. Он должен был пилотироваться одним космонавтом. Главной его целью была инспекция орбиты. Но корабль мог и уничтожать цели, планировалось, что он будет вооружен, — рассказал руководитель Центра космических знаний Александр Артемьев.
Космонавт № 2 Герман Титов стал первым, кого задействовали в этой программе. В 1966 году он прибыл в Липецк и прошел обучение на фронтовом истребителе МиГ-21.
– МиГ-21, на тот момент, был самый скоростной истребитель. У него была еще одна особенность — высокая скорость при посадке. Это было важно для подготовки космонавтов. Так как режим посадки у МиГ-21 и будущего космического военного корабля были примерно одинаковые: планирует на большой скорости и садится на большой скорости. Космонавтам даже дипломы здесь выдавали: «Пилотирование на предельных углах атаки». У МиГ-21 небольшая геометрия крыла, поэтому он не может летать медленно. Потеря скорости — это потеря управления. И при полетах есть критические углы: чуть выше нос задерешь — рухнешь, чуть выше — рухнешь, —рассказал Артемьев.
По словам Артемьева, после гибели Гагарина Титову запретили летать в космос. Он возглавил 4-й отдел 1-го управления центра подготовки космонавтов, который занимался «Спиралью». В отдел к Титову были набраны молодые летчики, которые в конце 60-х – начале 70-х прошли обучение в Липецке также на МиГ-21. Это дважды Герои Советского Союза Леонид Кизим, Владимир Ляхов, Юрий Малышев, Владимир Джанибеков, Юрий Ромененко и летчики-космонавты, которым так и не суждено было слетать в космос: Владимир Козельский и Александр Петрушенко. В 1973 году программу «Спираль» закрыли.
Свободное падение как прилунение
В 1971 году Липецк стал центром в разработке «лунной программы». Для этого в авиацентр прислали группу летчиков-космонавтов: Виктора Гробатко, Алексея Леонова, Евгения Хрунова и Анатолия Куклина. Все кроме Куклина уже побывали в космосе. В авиацентре летчики-космонавты должны были осваивать новый для себя вид техники – вертолет Ми-8.
– Ми-8 — вертолет, обладающий абсолютно вертикальным взлетом. У вертолета есть режим авторотации, то есть самовращения. Он применяется, когда отказывает двигатель. За счет свободного движения лопастей создается подъемная сила. Вертолет хоть и падает, но его все же можно посадить. Это достаточно опасно. Но наши конструкторы сказали, что так можно сымитировать заход на посадку на Луне, — рассказал Артемьев.
Постановление о создании космического корабля для облета Луны еще в 1962 году подписал руководитель СССР, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Формировать советские лунные экипажи начали в 1966 году. Предполагалось, что экипаж, который будет использоваться для высадки на спутник должен состоять из двух человек. Один должен был спуститься на поверхность Луны, второй оставаться на орбите в лунном модуле.
Пока космонавты под Липецком отрабатывали прилунение, конструкторы разрабатывали свой лунный аппарат, отличный от американского.
– Американцы пошли по пути создания летающей парты: реактивный двигатель, этакая летающая этажерка с опорами, системой управления и открытой кабиной, где находился астронавт с катапультой и управлял двигателем. Армстронг (Нил Армстронг — американский астронавт НАСА, первый человек ступивший на Луну в ходе экспедиции «Аполлон-11» в 1969 году - прим. автора ) чуть не погиб на тренировке. Двигатель отказал на малой высоте. Правда, все же высоты хватило, чтобы парашют успел раскрыться, и астронавт сильно не пострадал. Наши решили пойти другим путем, —рассказал Артемьев.
Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. В ходе второго этапа предполагалась посадка и возвращение обратно. Для этого собирались использовать гигантскую (высота 105 метров) и самую мощную в СССР пятиступенчатую ракету-носитель Н-1, оснащенную тридцатью двигателями общей тягой 4,6 тысячи тонн при весе самой ракеты более 2700 тонн. В качестве лунного модуля планировалось использовать аппарат Л3.
По словам Артемьев, за основу лунного аппарата было решено взять все тот же Ми-8. Сзади вертолета была даже сделана специальная кабина с иллюминаторами, чтобы полностью имитировать лунный аппарат:
– Как рассказывал сам Леонов, вертолет взлетал на высоту 100 метров. Выключался двигатель. На авторотации нужно было зайти на посадку и сесть в определенную точку, обозначенную крестом. А так как на Луне нет атмосферы, другая сила тяжести – все это нужно было учитывать при разработке аппарата. На вертолет Леонова ставили дополнительные приборы. Результаты измерений потом отправляли в Москву для исследований.
С учетом этих данных конструкторы должны были разработать лунный аппарат. Группа Леонова пробыла в Липецке порядка пяти месяцев. Но лунная программа, как и программа «Спираль», была вскоре закрыта. Однажды уступив американцам, мы не стали гнаться за ними. СССР решил осваивать Дальний Космос.
Текст: Наталья Горяйнова