Не просто личность, а его характер, что сказывается на поведении малыша. Сразу оговорюсь, что речь не идёт о темпераменте, который присущ каждому человеку с рождения, как некая база, на которой формируется характер человека.
Если у вас есть маленький ребёнок, то вы точно замечали, что когда он что-то делает, в этот момент он смотрит на вас, как будто ждёт реакции, как будто спрашивает вас: «Я сейчас правильно сделал?» или «Я хороший?», и в зависимости от нашей реакции будут действовать дальше. Именно эта реакция и формирует характер ребенка. Не для кого не секрет, что родители, а в первые годы это мама, занимают особую роль в жизни ребёнка и личность малыша формируется именно при помощи их обратной связи , т.е. от того как взрослые смотрят и реагируют на поведения ребенка.
Например, когда ребёнок падает, часто случается, перед тем как выбрать действие: заплакать или засмеяться, он смотрит на маму, на её лицо. Что там? Страх, спокойствие, испуг и в соответствии с этим малыш продолжает действовать. Если мама в этот момент тревожная и смотрит на него с испуганным лицом, то ребёнок воспринимает это как что-то отрицательное, наверное, мне очень больно и мне надо плакать, соответственно начинает плакать. Если мама смотрит с принимающей, спокойной улыбкой, то малыш понимает, что ничего серьёзного не произошло.
Но не только выражение лица играет важную роль, так же важен язык тела и слова, которые мы используем. Это может звучать очень банально, но именно наши слова лепят личность нашего ребенка. Почему? Дети воспринимают, сказанные нами слова (по крайней мере до 7 лет) БУКВАЛЬНО! Буквально значит БУКВАЛЬНО. Даже если мы при этом шутим. У малышей еще не сформировалась та часть мозга, которая отвечает за критическое мышление, т.е. он не может проанализировать, то, что вы сказали, сделать вывод и принять какое-то решение, сформировав своё отношение к нему. Нечем ему понять, что взрослый шутит, поэтому всё принимается как истина.
То, что взрослый регулярно говорит, такой образ и будет укрепляться всё сильнее и сильнее внутри этого ребёнка, он будет искренне думать, что он именно такой и скорей всего он будет себя так вести. Наверное вы замечали как шутливо говорите: «Мой маленький хулиган» или «Горе ты моё луковое» и т.д. Какой образ сформируется у ребёнка, верящий всему, что ему говорят?
Обращаю внимание, что наша культура и наше воспитание – это почти всегда усиление негативного поведения, т.е. обратная связь, даётся через отрицание: не делай так, нежели через положительную обратную связь: делай так. Поэтому мы часто говорим ребенку: "Нет, это нельзя. Так не трогай. Ты сделал неаккуратно" и т.д. Что из этого получается? Как вы думаете, какой будет эффект, если мы постоянно используем отрицательные слова, а иногда даже угрозы: "Если ты этого не сделаешь, тогда..."?
Когда ребёнок сделает что-то хорошее, вместо положительной обратной связи, типа: «Я так рада, что у тебя это получилось!», мы игнорируем его действия, потому что для нас это обычное дело, так должно быть, а ребёнок при этом приложил огромные усилия, чтобы прийти к такому результату. Особо интересно получается, когда мы просим, чтобы ребёнок сказал «спасибо» или «здравствуйте», но когда малыш сам делает это, без нашего напоминания, мы в ответ очень редко усиливаем такое поведение, сказав: "Мне было очень приятно, что ты сказал "спасибо", скорее мы обращаем внимание: "Почему ты не сказал "спасибо?" То есть в нашей культуре принято обращать внимания на то чего НЕ делается, чем на то что делается, а на что обращается внимание, то всегда и усиливается!
Позитивная атмосфера идёт от нас и постепенно вырастает внутри ребёнка. Часто мы не замечаем, какие слова используем, какая на самом деле коммуникация с нашими детьми каждый день, потому что мы торопимся, у нас много дел и у нас есть привычка общаться определенным образом . Мы автоматически говорим слова и делаем, как привыкли делать. Для того чтобы поменять направление нужно стать осознанным. Нужно быть очень бдительным с нашими автоматизмами и для того чтобы их менять, нужно прикладывать усилия каждый день. Всё дело в практике. Пробуйте постепенно менять наши коммуникации с ребёнком именно на положительный фон, тем самым у вас появится навык, который даст огромный результат, не сразу, конечно, но через какое-то время можно увидеть изменения в поведении ребёнка. Особенно если поведение ребёнка каждый раз является поводом для конфликта.
В следующей статье мы начнём практиковать позитивную коммуникацию.