Найти тему
Московские Новости

Как США создают правовую базу для колонизации Луны

Оглавление

В ближайшие 15–20 лет ведущие мировые державы обещают создать на Луне инфраструктуру для полноценного освоения спутника Земли и его ресурсов. Сейчас международное законодательство запрещает странам делить Луну на части и объявлять их территорию своей собственностью. Однако США и еще ряд стран подписали разработанные NASA «Соглашения Артемиды», которые уже окрестили «Космической конституцией». Россия наотрез отказалась в них участвовать. «Московские новости» разобрались в деталях новой космической гонки.

«Соглашения Артемиды» были подписаны в октябре 2020 года. Изначально документ подписали Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Люксембург, ОАЭ, США и Япония. Позже к ним присоединились Бразилия и Украина. Пока документ формулирует лишь самые общие принципы сотрудничества в освоении Луны и носит рекомендательный характер. Однако он уже успел встретить вал критики, в частности его отказались подписывать Россия и Китай, заявив, что соглашения отодвигают их «на вторые роли». Москва и Пекин планируют обживать Луну самостоятельно.

Незадавшийся консенсус

Впрочем, документ начали критиковать еще до публикации. Его противники считают, что осваивать Луну американские власти намерены в формате двусторонних государственных соглашений (например, с Японией), а реализацию миссий фактически отдадут на откуп частным компаниям. В частности, журнал Science опубликовал открытое письмо канадских ученых. Оно называлось «Политика США ставит под угрозу безопасное освоение космоса». Письмо написали два профессора Университета Британской Колумбии: астроном Аарон Боули и политолог Майкл Байерс.

По их мнению, космическая экспансия частных компаний, которую поддерживают американцы, может преследовать не столько научные, сколько бизнес-интересы и приведет к катастрофе.

Ученые считают, что начало масштабного промышленного производства на Луне может поставить крест на космической археологии, уничтожив уникальные образцы лунных пород, а добыча чего бы то ни было в условиях слабой лунной гравитации рискует под завязку забить земную орбиту космическим мусором.

Аарон Боули и Майкл Байерс
Фото: Peter Wall Institute for Advanced Studies / YouTube; Donner Prize / YouTube
Аарон Боули и Майкл Байерс Фото: Peter Wall Institute for Advanced Studies / YouTube; Donner Prize / YouTube

Кроме того, все договоры заключались по американским законам, что, по мнению авторов статьи, будто бы превращает Луну в собственность США. Профессор Боули считает, что таким образом Вашингтон пытается создать прецедент с ведением операций на Луне по своему национальному законодательству, пока эта сфера не регламентирована международными соглашениями.

У подобных заявлений есть основания. NASA уже объявила частных подрядчиков для отправки на Луну пилотируемой миссии для разработки лунной станции «Гейтуэй» и ужезаключила первые четыре частных контракта на покупку лунного грунта. О последнем писал в своем Twitter не так давно ушедший со своего поста глава NASA Джим Брайденстайн, заявив, что «настало время внести определенность в правила добычи и продажи космических ресурсов».

Майкл Байерс , профессор Университета Британской КолумбииМы не встаем ни на чью сторону. Мы просто призываем договориться. В NASA сравнивали освоение космоса с ловлей рыбы. Так вот мы напоминаем, что неконтролируемая ловля рыбы часто приводит к чрезмерному вылову и истощению ресурсов

Еще одним критиком «Соглашений Артемиды» стала Элис Горман, советник Ассоциации космической промышленности Австралии и профессор Университета Флиндерса в Аделаиде. Она призывает видеть разницу между совместным освоением космоса посредством, например, ООН и путем двусторонних договоренностей отдельных стран.

В правовом вакууме

Сейчас есть лишь один основополагающий международный документ, регламентирующий деятельность человека на Луне, признаваемый всеми странами. Это Договор о космосе , принятый на собрании Генеральной Ассамблеи ООН и вступивший в силу в 1967 году.

Документ явно устарел, в нем прописаны лишь самые основные принципы (например, недопущение размещения на орбите ядерных боеголовок и другого оружия массового поражения). Однако там отсутствуют юридические определения даже самых базовых понятий: в частности, не прописано, что именно понимается под словом «космос», где он начинается и где заканчивается воздушное пространство. А это очень важный вопрос, ведь на воздушное пространство суверенитет государства распространяется, а на космос — нет.

Фото: NASA
Фото: NASA

Однако американская сторона считает, что Договор о космосе еще не потерял своей актуальности и с помощью «Соглашений Артемиды» они лишь пытаются уточнить ряд его деталей, при этом отталкиваясь от одного из базовых положений договора — равных прав государств на изучение космоса.

Основные положения «Соглашений Артемиды»

  • Никакого оружия : освоение космоса может вестись исключительно в мирных целях
  • Взаимопомощь : в случае любой аварии страны обязуются оказывать друг другу любую возможную помощь для спасения людей
  • Коллективная собственность и общая ответственность : ни одна страна или компания не обладает исключительным правом на добычу тех или иных ресурсов; ответственность за их добычу участники программы «Артемида» несут сообща
  • Предотвращение конфликтов : требование уважать интересы других стран и заранее договариваться как о природе проводимых операций, так и о местах их проведения

Что на кону?

В теории освоение космоса может принести огромные деньги. Ученые подсчитали , что в даже в небольшом астероиде диаметром около 30 метров одной только платины содержится на сумму около $25–50 млрд. А еще на них можно добывать никель, кобальт, железо и другие элементы и редкоземельные металлы. Кроме того, на Луне есть лед, который можно расщеплять на кислород и водород и использовать для дозаправки космических кораблей с целью их возвращения на землю или дальнейшего полета к Марсу. Такие планы ужеозвучивала Россия.

Кроме того, Россия, Индия и Китай упоминали о возможности добычи на Луне гелия-3, который можно использовать в качестве безопасного и экологически чистого топлива для термоядерных реакторов.

Разумеется, подобные перспективы ведут к конфликтам между государствами, которые хотят получить максимум от ресурсов космоса. Когда в апреле прошлого года бывший президент США Дональд Трамп подписал указ, разрешающий добычу лунных ресурсов частным компаниям, Роскосмос назвал это «попыткой экспроприации космического пространства» и «агрессивными планами по фактическому захвату территорий других планет».

Фото: Evan Vucci / AP / TASS
Фото: Evan Vucci / AP / TASS

Впрочем, ситуация несколько сложнее. Дело в том, что США не подписали соглашение 1979 года «О деятельности государств на Луне и других небесных телах », которое регламентирует, что ресурсы Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, а ее территория не принадлежит национальному присвоению. Вашингтон не обязан выполнять налагаемые этим документом ограничения. Но дело в том, что многие другие страны его тоже не подписали (в том числе и Россия). Из стран, имеющих собственную космическую программу, соглашения придерживается одна лишь Австралия.

В упоминавшемся ранее «Договоре о космосе» 1967 года про ресурсы нет ни слова, лишь про запрет установления на Луне суверенитета какого-либо государства. Вашингтон настаивает, что именно поэтому и планирует работать с частными подрядчиками. По мнению NASA, действия их частных партнеров по определению не могут ни присвоить Луну, ни оккупировать, ни уж тем более провозгласить на ней суверенитет. А значит, препятствий для начала добычи каких-либо ресурсов на спутнике Земли нет. И подписание «Соглашений Артемиды» подтверждает, что с такой трактовкой согласны не только США.

Альтернативы

Странам, которые не подписали «Соглашения Артемиды», пока что нечего противопоставить этому документу. 9 марта Россия и Китай подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместное создание в будущем Международной научной лунной станции (МНЛС), пообещав предоставить к проекту «открытый доступ для всех заинтересованных стран и международных партнеров». У других стран попросту нет ресурсов для собственной лунной программы, и им придется присоединяться к одному из блоков.

Фото: CNSA
Фото: CNSA

Но никаких конкретных планов по реализации российско-китайского проекта нет, а подписанный меморандум обещает лишь «совместно разрабатывать Дорожную карту создания» станции. Активной работы на этом направлении нет в планах Роскосмоса на ближайшее десятилетие, а значит, разработки станции не стоит ждать раньше 2030-х годов.

Пока что «Соглашения Артемиды» — не конечный документ. Он лишь регулирует работу стран-участниц соглашений в рамках общей космической программы. Пока возможный конфликт остается лишь теоретическим, однако чем быстрее будут развиваться технологии и чем рентабельнее будет добыча ресурсов в космосе, тем он ближе.

Лунная гонка уже началась. Даже если масштабных проектов по освоению Луны у России в ближайшее время не планируется, установление прозрачного и единого для всего мира правового режима освоения космических ресурсов будет точно в интересах Москвы.