Писать про беспроводные наушники, любые беспроводные Bluetooth-наушники, всегда довольно сложно, потому что все они, ну… плохи. В аспекте качества звука для Bluetooth-наушников любой стоимости всегда можно найти проводного конкурента, который звучит лучше, а стоит меньше, либо сопоставимо. Да, надо учитывать источник и его стоимость, но тем плачевнее ситуация для дорогих беспроводных моделей: если беспроводные наушники стоят 15 тыс. рублей и более, то за эти деньги можно купить и приличные проводные наушники, и подобающий источник. Такой, что данная пара запросто переплюнет беспроводной ценовой аналог.
Ну и вот, DALI IO-6, дорогие ($500 на амазоне, 30.000 р. у нас) беспроводные наушники от аудиофильской компании с именем и историей. И поскольку ни эта самая история, ни имя не имеют никакого отношения непосредственно к звучанию и функционированию IO-6, я не буду на них останавливаться ни секунды. Существенным считаю только тот факт, что IO-6 (как и IO-4) – это первые наушники компании DALI , и сразу беспроводные.
Сборка и материалы приличные. Амбушюры и накладка на оголовье сделаны из кожзаменителя, приятного. Раздвижные крепления чашек к оголовью – алюминиевые, ход плавный, без дискретных позиций, насечек нет.
Подкладка на оголовье очень мягкая, изготовлена из тонкого силикона, точь-в-точь как у Logitech Zone Wireless .
Механизм крепления чашек позволяет разворачивать их в двух плоскостях. Амбушюры съёмные.
Про посадку и удобство использования необходимо сказать две вещи.
Во-первых, IO-6 можно отнести к некому переходному типу между накладными и охватывающими наушниками. В первые секунды после водружения их на голову кажется, что амбушюры очень жесткие, сильно давят, а звукоизоляция откровенно плоха. Дальше надо просто чуть-чуть пошевелить наушники на голове, пытаясь найти наиболее удобную позицию. И подождать минуту-две. Обусловлено это материалом, которым набиты амбушюры, или еще чем-то – не знаю. Но факт в том, что через минуту-другую амбушюры сминаются во всех нужных местах и наушники садятся на голову ровно как надо. Просидеть в них 8 часов не получится, но 3-4 часа – запросто.
Во-вторых, посадка IO -6 не просто сильно влияет, а прямо обуславливает то, как вы воспринимаете их звук, о чем будет подробно сказано ниже.
Управляются наушники кнопками на правом наушнике.
Слайдером наушники включаются/выключаются или переводятся в режим пейринга, отдельной кнопкой циклически переключаются режимы «простой»-«активное шумоподавление»-«акустическая прозрачность». На правом же наушнике находится Type-C-порт для зарядки и подключения к источникам, а также дырка для сброса настроек.
На правом же ухе находятся кнопки для управления громкостью и воспроизведением:
- Логотип DALI (весь серебристый блин, на самом деле) – воспроизведение/пауза/следующий трек;
- Области снизу и сверху от него (под и над серебристым блином) – громкость.
На левом наушнике находится только разъём для подключения кабеля. Тач-площадки для управления не используются в принципе.
Оговорюсь, что технически наушники можно подключить к источнику тремя способами:
- По Bluetooth . Если источник имеет SoC Qualcomm , то активируется режим AptX HD . Если нет – простой AptX . Батарейки хватит на примерно 25 часов. Вот так «видит» IO -6 ноутбук ASUS ROG Zephyrus G 14, а точнее беспроводной адаптер Intel AX 200:
2. По USB Type-C -кабелю.
3. По аналоговому кабелю 3,5 мм.
В первом и втором случае наушники будут использовать собственный ЦАП, а по Type-C будут еще и одновременно заряжаться. При аналоговом подключении IO-6 могут работать в полностью пассивном режиме, или же накладывать на аналоговый поток шумоподаление/акустическую прозрачность.
Оба кабеля – 3,5 мм и Type-C идут в комплекте, вместе с кейсом.
О специализированном софте для Android/iOS от производителя: его нет. Никаких возможностей по переназначению кнопок, эквализации звука или включению улучшайзеров. Есть только микроприложение для обновления прошивки наушников, под Windows .
Ну и переходим ко звуку.
Измерения сделаны при подключении наушников по Bluetooth-каналу (AptX HD ). Измерения производились на модифицированном измерительном стенде miniDSP EARS, откалиброванном под целевую кривую, предложенную сайтом InEarFidelity (см. мою недавнюю статью про целевые кривые, рис. 14) + подъём 2 ДБ в нижней части диапазона. Измерения наушников, соответствующие целевой кривой IEF, должны выглядеть на моих графиках как плоская кривая. Измерения каждого из наушников производились до получения 5 нормальных измерений для левого и правого каналов; девиантные измерения исключались. Результирующие измерения получались путем усреднения откликов двух каналов, то есть десяти измерений в сумме.
Очень важен прижим. Если IO-6 прилегают к голове/ушам неплотно, а шумоподавление выключено (а по умолчанию оно именно выключено ), то в худшем случае звук будет вот такой:
То есть радикальный спад левее горба на 350 Гц, полное отсутствие баса и саббаса. Ужас-ужас.
Но если подобрать правильное положение наушников на голове, ситуация исправляется (со включенным и выключенным шумоподавлением – коричневым и желтым соответственно):
Первое что радует на этой картинке для графика с отключенным шумоподавлением, это неравномерность АЧХ всего в +/-2 ДБ на отрезке от 50 до 1700 Гц. Это прям неплохо.
Отличная середина – это первое и основное, за что можно похвалить IO -6. Ровная, плотная ясная середина. «Gun for You » Black River Delta , «Plastic People » Atomship , вся подобная музыка, активно задействующая среднечастотный спектр, звучит замечательно, звучит правильно.
Что касается басовой составляющей, то это второе, за что можно похвалить IO-6.
«B Monkey » Funki Porcini , «Monolith » Emma Ruth Rundle , Thou и другие треки с мощной саббасовой/басовой доминантой все еще можно слушать. Они не давят на уши, низкочастотные звуки различимы между собой. «001» FREE FLOW LAVA – синтетический бас не теряет текстуры. Включение шумоподавления, как видно из графиков, дополнительно повышает громкость диапазона от 180 Гц и ниже на величину от 1 до 6 дБ. И это нормальный подход для портативных наушников, ведь на этих частотах присутствует городской низкочастотный шум, который дополнительно маскируется наушниками. Подача во всем остальном частотном диапазоне не изменяется, поэтому включение шумоподавления в случае с IO-6 можно использовать как опцию для выбора звукового почерка наушников, прибавляя или убавляя низкочастотную составляющую в зависимости от ситуации или собственных предпочтений.
А вот подача верхних частот достойна критики во всей полноте. Если провал на 10,5 кГц выглядит как осмысленное вкусовое решение, то гигантскую яму на 5,3 кГц я могу расценивать только как ошибку маркетологов. Или как инженерный просчет. Влияние её на звук предсказуемо и плачевно – наушники имеют далеко не самую широкую сцену (даже по сравнению с одноклассниками), а ощущение «воздушности», объема звуковой сцены упрощено. И проблема заключается не только в сильной редукции части звукового диапазона, а именно в резкости этого провала, что всегда придает особую ненатуральность звучанию музыкального материала. Громкость следующего отрезка 6-9,5 кГц находится на нормальном уровне, что (в совокупности с «дырой» на 5,3 кГц) воспринимается как шуршание, песочность высоких частот. Не на всех композициях, но эффект проявляется довольно стабильно и на разном материале.
Получаем следующее в разрезе звука: аккуратный, не громоподобный бас, отличная середина, частично редуцированный (и редуцированный в очень резкой манере) высокочастотный диапазон. Как называется такой звук? В зависимости от точки зрения, либо «правильный», либо «скучный».
Какой звук у конкурентов?
Сравним IO-6 с распространенной и рассмотренной со всех сторон моделью компании Sony – WH-1000xm 4. Благо в официальной рознице в России эти наушники совершенно идентичны по цене.
С отключенным шумоподавлением ( Sony – голубым DALI - желтым):
Со включенным шумоподавлением (Sony – синим, DALI - коричневым):
Отличия видны сразу же и совершенно отчетливо:
- 1000xm4 радикально иначе подают («наваливают», что уж там) саббас. В варианте с отключенным шумоподавлением разница достигает 12 дБ в максимуме. Это 4 раза.
- 1000xm4 радикально иначе подают диапазоны 5-6 и 10-12 кГц- они резко акцентированы, причем при включении шумоподавления акцент еще больше увеличивается.
- 1000xm4 несколько «кривее» в среднечастотном диапазоне.
Что выбрать, веселые гудение и звон Sony, или более-менее «правильную» скуку и отсутствие «воздуха» DALI? Выбор субъективный, но не выходящий за рамки известной аксиомы.
Если сравнивать шумоподавление, то пассивная звукоизоляция лучше у IO-6, а вот активное шумоподавление – у 1000xm4, тогда как качество передачи голоса примерно одинаковое.
Что касается дополнительных возможностей – модной подстройки звука под атмосферное давление, выработки индивидуальной модели эквализации при помощи внутренних микрофонов, автоматического включения режима акустической прозрачности во время разговора – их нет. IO-6 это в гораздо большей степени ортодоксальные беспроводные «просто наушники», нежели гаджет.
Отвечать на вопрос «стоят ли IO-6 своих денег» я, как всегда, не буду из-за несостоятельности самого вопроса. Полагаю, что если вам нравится именно такая спокойная подача звука, если наплевать на смарт-составляющую, и вам позарез нужны «большие» беспроводные наушники, то да, IO -6 могут понравиться. Замечу, что в плане тюнинга (по крайней мере, нижней и средней части частотного диапазона) аналогов среди беспроводных моделей у них нет.
Ну и отмечу под конец, что по гамбургскому счету даже AKG K 361 (за 4800 р.) с любым источником будут звучать лучше любых беспроводных наушников. А есть еще Audio Technica ATH-R70x , Sennheiser HD600, HD560, AKG K612 Pro, HiFiMan Sundara (28.800 р. иногда по скидке в официальном магазине) – все они радикально лучше любых беспроводных наушников, дорогих или дешевых. С любым источником, хоть с xDuoo X2 . И это очень грустно и странно, ведь с момента выпуска первой модели Bluetooth -наушников прошло 17 лет, а воз, по большому счету, и ныне там. Писать про беспроводные наушники, любые беспроводные Bluetooth -наушники, всегда довольно сложно, потому что все они, ну… все еще плохи.