Найти тему
ЭКСКУРС TV

Два полуострова. Глава 10. Суровый город Керчь.

Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу.
Билл Брайсон
В Керчи есть троллейбус. Во всём Крыму есть ещё четыре города со внутригородским троллейбусным движением: Симферополь, Севастополь, Ялта, Алушта. При этом Ялта, Алушта и Симферополь входят в систему "Крымтроллейбус". Севастополь отдельно, так как город сначала союзного значения, потом особый статус в составе Украины, потом субъект федерации, а Керчь отдельно, потому что просто далеко. Троллейбусный парк - машины ЮМЗ Т2 (Харьков). Очень ушатан.
В Керчи есть троллейбус. Во всём Крыму есть ещё четыре города со внутригородским троллейбусным движением: Симферополь, Севастополь, Ялта, Алушта. При этом Ялта, Алушта и Симферополь входят в систему "Крымтроллейбус". Севастополь отдельно, так как город сначала союзного значения, потом особый статус в составе Украины, потом субъект федерации, а Керчь отдельно, потому что просто далеко. Троллейбусный парк - машины ЮМЗ Т2 (Харьков). Очень ушатан.

Я не могу понять, зачем люди едут в Керчь. Если суров Челябинск, то Керчь сурова в квадрате. Бесконечная череда заводов в постапокалиптическом состоянии, разбитых дорог, таких же разбитых железнодорожных переездов, ушатанных советских панелек, неухоженных парков и скверов, портовых зон. В Керчи даже есть троллейбус, но его внешний вид в полной мере соответствует общему облику города. Ушатан донельзя. В Керчи есть даже речка. И вдоль неё проходит даже набережная. И речка, и набережная такие же ушатанные, как и всё остальное. Речка, к тому же, неожиданно впадает… в какой- то непонятный забор, за которым начинается территория очередного “керченского какого-то там” морского порта.

В Керчи есть настоящее чудо - река в центре города. Да, для Крыма это не просто река - это настоящая полноводная река. Есть набережные! Но всё очень запущено, а сама река втекает в какую-то промзону - к морю по ней не выйти.
В Керчи есть настоящее чудо - река в центре города. Да, для Крыма это не просто река - это настоящая полноводная река. Есть набережные! Но всё очень запущено, а сама река втекает в какую-то промзону - к морю по ней не выйти.

Керчи нужно срочно что-то делать с благоустройством. Не просто завтра или через месяц, а вот прямо сегодня, сейчас. Возможно, удастся город всё-таки сохранить. Если отношение властей к городу не изменится, в скором времени Керчь современная мало чем будет отличаться от своих же античных достопримечательностей.

Керчь производит ощущение заброшенного и бесхозного города.
Керчь производит ощущение заброшенного и бесхозного города.

Ещё одна большая проблема Керчи - транспорт. Его надо срочным образом выводить из центра города. Негоже, когда улица, идущая вдоль моря, на которую иногда выбираются с зажатых между портов пляжей суровые керченские отдыхающие, превращена в главную городскую транспортную артерию. О пешеходных переходах и правилах дорожного движения в Керчи, похоже, не слышали вообще. Ну то есть они где-то существуют, в сферическом вакууме, но чёткие керченские пацанчики водят по понятиям, а не по правилам. В понятиях чётких керченских пацанчиков велосипедист должен уступать всем, всегда и везде.

Еникале с турецкого можно перевести как Новый Город / Крепость. Почему с турецкого, а не с крымскотатарского? Потому что а) языки похожи и б) Еникале была турецкой крепостью.
Еникале с турецкого можно перевести как Новый Город / Крепость. Почему с турецкого, а не с крымскотатарского? Потому что а) языки похожи и б) Еникале была турецкой крепостью.

И что самое интересное - Керчи есть что показать и в Керчи есть на что посмотреть. Даже если вы заскочили в Керчь на пару часов, как это получилось у меня, вы всё равно найдёте здесь немало интересного. Во-первых, если умело выбрать направление при съезде с парома, то часть пути в направлении центра можно проделать по совершенно неожиданно приятной улице, идущей вдоль моря. Здесь тоже п...ца хватает, но он такой живописный, и самое интересное, среди нагромождения непонятных строений вдруг выглядывает турецкая крепость Ени Кале, воздвигнутая турками османами аж в XVII веке. Ну подумаешь, что прямо сверху над ней проложена железнодорожная ветка в порт. Кого это в Керчи волнует?

Главное украшение и сокровище города - старинный храм Иоанна Предтечи VI века.
Главное украшение и сокровище города - старинный храм Иоанна Предтечи VI века.

Во-вторых, центр Керчи не так плох, как кажется. Он, скорее, опять же, неухожен, и перегружен транспортом, нежели разрушен. Здесь хватает (что меня, надо сказать, удивило) концептуальных заведений, кофеен, летних террас и прочей атрибутики сладкой жизни. Здесь достаточно исторических зданий, иные из них так просто великолепны. И здесь стоит одна из главных достопримечательностей Керчи - Иоанно-Предтеченская церковь.

Очень красивая церковь
Очень красивая церковь

Храм старый. Нет, не так. Храм очень старый. И снова не так - он древний. VI век - это не шутки, церковь стоит около полутора тысяч лет! Человеческое восприятие так устроено, что в исторических масштабах иногда совершенно спокойно переваривает огромные цифры, но цифры на три или четыре порядка меньше порой вызывают благоговение. Вот вымерли динозавры двести (или сколько там?) миллионов лет назад - и ладно. Учёные покопались, нашли кости, провели анализы и вот мы знаем и видим Землю двести миллионов лет назад. Были и нет. Сейчас совсем другая. Но храм, сооружённый нашими предками, которые так же, как мы, видели это море, эти скалы, эти холмы, эти поля, дышали этим же воздухом и грелись под этим же солнцем, молились тому же Богу и тоже, как и мы, почитали Христа и умели строить, вызывает гораздо большее восхищение временнЫм масштабом.

Частично храм достраивался в XVIII и XIX веках
Частично храм достраивался в XVIII и XIX веках

В одной из предыдущих глав я рассказывал об Андрее Первозванном, и о том, как судьба совершенно неожиданно столкнула меня с ним. Так вот, в этой церкви она столкнула меня с ним второй раз. Говорят, что церковь стоит там, где оставил свой след в камне апостол Андрей. Плита эта (собственно, кусок камня с углублением, похожим на след человека) сохранилась до сих пор.

Разновремённость постройки очень хорошо видно на отдалении - трапезная часть и колокольня пристроены позже. А вот центральная часть - древняя.
Разновремённость постройки очень хорошо видно на отдалении - трапезная часть и колокольня пристроены позже. А вот центральная часть - древняя.

Трудно утверждать наверняка, действительно ли этот кусок камня запечатлел на себе след великого человека, или это просто углубление от воды. Житие самого Андрея, как я уже говорил, обросло мифами и легендами, однако бесспорно другое: возраст камня (действительно I век) и его рукотворное происхождение. То есть как минимум его откуда-то извлекли. Возможно, сразу с тем самым следом, а возможно, “след” появился позднее. И ещё момент: если принять за истину легенду о путешествии апостола по Кубани и Крыму, то Керчь он посещал и в Керчи молился.

Самая старая часть храма
Самая старая часть храма

К сожалению, меня поджимало время, и на осмотр других достопримечательностей Керчи я не сподобился, и уж совсем жаль было, что не довелось мне съездить на знаменитые керченские соляные озера. Но регламент был довольно жёстким, и чтобы в него уложится, я решил прокатиться от Керчи до Владиславовки вечерним поездом.

-10

Не учёл я трёх факторов. Во-первых, это крымская железная дорога. Во-вторых поезд приходил во Владиславовку поздно вечером, уже хорошо затемно. И, в-третьих, ночевать во Владиславовке было абсолютно негде - ни единого постоялого двора ни на Букинге, ни на каком-либо другом сервисе. Вокзал, разумеется, в одиннадцать часов вечера был тоже закрыт.

Надо было записывать, кто тут похоронен. Теперь и не вспомню. Но по-моему, письмена на этой могиле были греческими. То есть древний гробик-то
Надо было записывать, кто тут похоронен. Теперь и не вспомню. Но по-моему, письмена на этой могиле были греческими. То есть древний гробик-то

Вокзал в Керчи расположен на западной окраине города, туда проложен маршрут троллейбуса. До лета 2014-го сюда ходило немало поездов, и троллейбус был неплохо загружен, но благодаря конфликту между Россией и Украиной из-за Крыма железнодорожное сообщение схлопнулось, осталось только пригородное движение и пассажиропоток сильно упал. Что не помешало установить всю эту профанацию в виде рамок на вход, аппарата для “просвечивания” ручной клади и металлоискателей.

-12

Почему профанация? Да потому, что вся это “транспортная безопасность” заканчивается собственно на вокзале. Ни на одном промежуточном остановочном пункте ничего подобного нет, и если мне вздумается поднять на воздух керченский вокзал, я могу загрузить в поезд хоть три сумки гексогена, сесть где-нибудь на безымянном остановочном пункте, и благополучно выйти на перроне керченского / евпаторийского / севастопольского / симферопольского / бахчисарайского / джанкойского вокзала. Спрашивается, для чего это всё нужно на самих вокзалах? Для галочки? Для освоения бюджетов?

-13
В Керчи есть южный модерн! Керчь, зачем ты его прячешь?
В Керчи есть южный модерн! Керчь, зачем ты его прячешь?

Сам вокзал - одно из немногих зданий в Керчи, которое действительно выглядит неплохо. Оно отремонтировано, и хотя в окна вставлены пластиковые стеклопакеты (руки оторвать), выглядит действительно свежо и красиво. Я купил билеты и вышел на перрон, где меня уже ждал…