Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу.
Билл Брайсон
Я не могу понять, зачем люди едут в Керчь. Если суров Челябинск, то Керчь сурова в квадрате. Бесконечная череда заводов в постапокалиптическом состоянии, разбитых дорог, таких же разбитых железнодорожных переездов, ушатанных советских панелек, неухоженных парков и скверов, портовых зон. В Керчи даже есть троллейбус, но его внешний вид в полной мере соответствует общему облику города. Ушатан донельзя. В Керчи есть даже речка. И вдоль неё проходит даже набережная. И речка, и набережная такие же ушатанные, как и всё остальное. Речка, к тому же, неожиданно впадает… в какой- то непонятный забор, за которым начинается территория очередного “керченского какого-то там” морского порта.
Керчи нужно срочно что-то делать с благоустройством. Не просто завтра или через месяц, а вот прямо сегодня, сейчас. Возможно, удастся город всё-таки сохранить. Если отношение властей к городу не изменится, в скором времени Керчь современная мало чем будет отличаться от своих же античных достопримечательностей.
Ещё одна большая проблема Керчи - транспорт. Его надо срочным образом выводить из центра города. Негоже, когда улица, идущая вдоль моря, на которую иногда выбираются с зажатых между портов пляжей суровые керченские отдыхающие, превращена в главную городскую транспортную артерию. О пешеходных переходах и правилах дорожного движения в Керчи, похоже, не слышали вообще. Ну то есть они где-то существуют, в сферическом вакууме, но чёткие керченские пацанчики водят по понятиям, а не по правилам. В понятиях чётких керченских пацанчиков велосипедист должен уступать всем, всегда и везде.
И что самое интересное - Керчи есть что показать и в Керчи есть на что посмотреть. Даже если вы заскочили в Керчь на пару часов, как это получилось у меня, вы всё равно найдёте здесь немало интересного. Во-первых, если умело выбрать направление при съезде с парома, то часть пути в направлении центра можно проделать по совершенно неожиданно приятной улице, идущей вдоль моря. Здесь тоже п...ца хватает, но он такой живописный, и самое интересное, среди нагромождения непонятных строений вдруг выглядывает турецкая крепость Ени Кале, воздвигнутая турками османами аж в XVII веке. Ну подумаешь, что прямо сверху над ней проложена железнодорожная ветка в порт. Кого это в Керчи волнует?
Во-вторых, центр Керчи не так плох, как кажется. Он, скорее, опять же, неухожен, и перегружен транспортом, нежели разрушен. Здесь хватает (что меня, надо сказать, удивило) концептуальных заведений, кофеен, летних террас и прочей атрибутики сладкой жизни. Здесь достаточно исторических зданий, иные из них так просто великолепны. И здесь стоит одна из главных достопримечательностей Керчи - Иоанно-Предтеченская церковь.
Храм старый. Нет, не так. Храм очень старый. И снова не так - он древний. VI век - это не шутки, церковь стоит около полутора тысяч лет! Человеческое восприятие так устроено, что в исторических масштабах иногда совершенно спокойно переваривает огромные цифры, но цифры на три или четыре порядка меньше порой вызывают благоговение. Вот вымерли динозавры двести (или сколько там?) миллионов лет назад - и ладно. Учёные покопались, нашли кости, провели анализы и вот мы знаем и видим Землю двести миллионов лет назад. Были и нет. Сейчас совсем другая. Но храм, сооружённый нашими предками, которые так же, как мы, видели это море, эти скалы, эти холмы, эти поля, дышали этим же воздухом и грелись под этим же солнцем, молились тому же Богу и тоже, как и мы, почитали Христа и умели строить, вызывает гораздо большее восхищение временнЫм масштабом.
В одной из предыдущих глав я рассказывал об Андрее Первозванном, и о том, как судьба совершенно неожиданно столкнула меня с ним. Так вот, в этой церкви она столкнула меня с ним второй раз. Говорят, что церковь стоит там, где оставил свой след в камне апостол Андрей. Плита эта (собственно, кусок камня с углублением, похожим на след человека) сохранилась до сих пор.
Трудно утверждать наверняка, действительно ли этот кусок камня запечатлел на себе след великого человека, или это просто углубление от воды. Житие самого Андрея, как я уже говорил, обросло мифами и легендами, однако бесспорно другое: возраст камня (действительно I век) и его рукотворное происхождение. То есть как минимум его откуда-то извлекли. Возможно, сразу с тем самым следом, а возможно, “след” появился позднее. И ещё момент: если принять за истину легенду о путешествии апостола по Кубани и Крыму, то Керчь он посещал и в Керчи молился.
К сожалению, меня поджимало время, и на осмотр других достопримечательностей Керчи я не сподобился, и уж совсем жаль было, что не довелось мне съездить на знаменитые керченские соляные озера. Но регламент был довольно жёстким, и чтобы в него уложится, я решил прокатиться от Керчи до Владиславовки вечерним поездом.
Не учёл я трёх факторов. Во-первых, это крымская железная дорога. Во-вторых поезд приходил во Владиславовку поздно вечером, уже хорошо затемно. И, в-третьих, ночевать во Владиславовке было абсолютно негде - ни единого постоялого двора ни на Букинге, ни на каком-либо другом сервисе. Вокзал, разумеется, в одиннадцать часов вечера был тоже закрыт.
Вокзал в Керчи расположен на западной окраине города, туда проложен маршрут троллейбуса. До лета 2014-го сюда ходило немало поездов, и троллейбус был неплохо загружен, но благодаря конфликту между Россией и Украиной из-за Крыма железнодорожное сообщение схлопнулось, осталось только пригородное движение и пассажиропоток сильно упал. Что не помешало установить всю эту профанацию в виде рамок на вход, аппарата для “просвечивания” ручной клади и металлоискателей.
Почему профанация? Да потому, что вся это “транспортная безопасность” заканчивается собственно на вокзале. Ни на одном промежуточном остановочном пункте ничего подобного нет, и если мне вздумается поднять на воздух керченский вокзал, я могу загрузить в поезд хоть три сумки гексогена, сесть где-нибудь на безымянном остановочном пункте, и благополучно выйти на перроне керченского / евпаторийского / севастопольского / симферопольского / бахчисарайского / джанкойского вокзала. Спрашивается, для чего это всё нужно на самих вокзалах? Для галочки? Для освоения бюджетов?
Сам вокзал - одно из немногих зданий в Керчи, которое действительно выглядит неплохо. Оно отремонтировано, и хотя в окна вставлены пластиковые стеклопакеты (руки оторвать), выглядит действительно свежо и красиво. Я купил билеты и вышел на перрон, где меня уже ждал…