Найти тему
ЭКСКУРС TV

Два полуострова. Глава 8. Прощай, Тамань!

Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, иначе нам не найти его!
Ральф Уолдо Эмерсон

И вот с этим чувством, с ощущением благодати в душе - выдвигаюсь в дальнейший путь.

Наконец-то дорога пошла под гору! Вот они, заветные 35 км/ч средней скорости! Ну и что, что всего на 5 километрах дистанции? Ну и что, что дальше меня ждал абсолютно ровный участок? А пейзажи, пейзажи-то какие! Здесь я встретил свою мечту - настоящие, огромные, маковые поля! Меня всегда пленяли эти картинки, на которых алые маки уходят за горизонт, и вот они - передо мной. Нет, мне всю дорогу попадались, конечно, маковые кучки, и я знал, что многие из тех красивых картинок сняты здесь, на Тамани. И с первой же кучки всё выискивал на горизонте поля с этими цветами. И наконец нашёл!

И скорость. Упоение скоростью. Я вообще, строго говоря, никогда особо за скоростью не гнался, темп у меня (читай - средняя скорость) сильно черепаший. Но тут цифра на спидометре ниже 35 не опускалась вообще - это был первый такой участок за это путешествие. И если потом, в Крымских горах, я просто летел вниз по серпантину, неистово сжимая в руках обе тормозные ручки, то тут я переключился на третью звезду спереди и ехал сам, крутил педали, всё больше и больше разгоняя велосипед. Когда спидометр показал 62 км/ч, сумка, закреплённая на подседельном багажнике, намекнула, что это уже через чур - пришлось сбавить обороты.

Здесь же, на самом западе Тамани я впервые проехал не просто сквозь виноградник, как это было в первый день путешествия, а проехал по каким-то огромным виноградным плантациям. Сколько хватало глаз, в обе стороны расстилались зелёные ковры молодого винограда. В какой-то момент даже померещилось, что и не таманская эта дорожка, а какая-нибудь сельская дорога где-нибудь в Провансе.

Выскочил к посёлку с чудесным именем Ильич. И вот тут вспомнил, что большегрузы по-прежнему идут в Крым через паром (по состоянию на 25 мая 2018 года - прим.авт.). Почти двенадцать километров абсолютно ровного (в смысле рельефа) и убитого (в смысле микрорельефа) шоссе, на котором, ко всему прочему, ещё и затеяли ремонт.

В итоге грузовики вытягивались в многокилометровые пробки, и на первом же ремонтном участке я забил себе колёса какой-то дорожной гадостью, больше всего похожей на мазут. Да так плотно забил, что колёса почти превратились в слики, и сошла эта штука с них только в Крыму, на щербатых горных серпантинах.

Нельзя сказать, что коса Чушка совсем уж не живописна. Всю дорогу по правую руку обзор здорово прикрывает железнодорожная насыпь ветки на порт Кавказ. Слева в прорывах поросли иногда виднеется Таманский залив и предгорья Кавказа. Справа в тех же прорывах - Керченский пролив.

Железная дорога на косе есть, но движение пассажирских поездов по ней прекращено довольно давно. Что немного странно. Во-первых, нормальное сообщение по железной дороге всегда способствует росту туризма. Курортные посёлки, находящиеся вдоль железной дороги, всегда выглядят более привлекательно своих чисто “автомобильных” визави. В сам порт следуют автобусы, как вахтовые (попадались по пути такие, с надписью “Порт Кавказ Вахта”), так и рейсовые. То есть пассажирский трафик есть (потом эти пассажиры садятся на паром), но использует он автотранспорт.

А вот чего на косе нет, так это нормальной навигации. Разглядеть среди кучи мелких и непонятных указателей нужное направление - задачка и для человека со здоровым зрением непростая, что уж говорить о тех, у кого зрение не идеально. При этом возникает лёгкая путаница. Люди же прекрасно знают, что они едут в порт Кавказ на паром. И что им делать перед указателем “ПОРТ-КАВКАЗ прямо, ПАРОМ - направо”? Это как? Я свернул направо и не ошибся, но думается, что многие проехали на том перекрёстке прямо. Хотя бы потому, что, повторюсь, указатель на паром очень мелкий, его почти не видно.

Когда я увидел на перроне станции Кавказ пассажирский поезд, возмущению моему не было предела. Как так?! Яндекс обманул?! Пассажирское движение есть?! Я мог прямо сюда на поезде приехать?! Но нет, ответ скоро нашёлся - у перрона стоял состав из стареньких аммендорфов. Воинский эшелон. Пассажирского движения всё таки нет, а сама станция находится на приличном удалении от места посадки на паром. Пешком далековато, а автобус из-за такого расстояния подавать как-то глупо. Поэтому, наверное, вместе с поездами дальнего следования отменили и пригород, хотя, повторюсь, вдоль дороги от Крымской до Кавказа много станиц с немаленьким населением.

Паром "Крым - Кавказ". Как хорошо, что велосипедистов через мост тогда не пускали. Сколько бы впечатлений было утеряно!
Паром "Крым - Кавказ". Как хорошо, что велосипедистов через мост тогда не пускали. Сколько бы впечатлений было утеряно!

И вот паром. Стоимость проезда меня любимого и моего любимого велосипеда компания-оператор оценила в сто пятьдесят целковых за каждого. Причём билеты продаются по паспорту, просто так в “КрымНаш” не попасть. Нет, конечно, теоретически можно договориться с каким-нибудь таманским лодочником пересечь пролив. Но если вас в проливе накроет штормом, пеняйте на себя. Шторма тут суровые, и налетают за считанные минуты. С середины пролива в таком случае вернуться к берегу живым на лодке шансов нет.

На пароме
На пароме

Процесс посадки на паром немного сюр. После покупки билетов меня отправили на пункт досмотра, на котором из трёх моих сумок проверили рентгеном только мой рюкзак. Нет, мысленно я их, конечно, поблагодарил за то, что не пришлось в очередной раз перепаковывать велоштаны, но безопасность… Профанация.

Виды с палубы восхитительны! Сам паром огромен. Время в пути полчаса. Ну почему так быстро!?
Виды с палубы восхитительны! Сам паром огромен. Время в пути полчаса. Ну почему так быстро!?

Причём велосипедистов, почему-то, досматривают в зоне досмотра легкового транспорта, и потом по той же площадке для отстоя легковушек отправляют на паром. И вот выезжаешь ты такой из зоны досмотра и… И вокруг тебя огромное пустое пространство в 4 футбольных поля, предназначенное для тех, кто ожидал своей очереди. Жарко тут, должно быть, было до открытия моста. А сейчас стоит гробовая тишина, даже звуков фур почему-то не слышно. Снова напомнило “Лангольеров” Стивена Кинга.

Керченский пролив
Керченский пролив

А в конце площадки забор, дверь и замок! За забором идёт погрузка фур на паром. Причём заправляет всем маленькая (ростом), худенькая блондинка лет так 20. Но делает это так уверенно, что ни один водитель у неё даже не пытается двинуть куда-то мимо её указаний. Огромные фуры с её помощью легко находят себе место в чреве парома. И тут она увидела меня.

Выходим из таманского порта. Кстати, на пароме есть все прелести жизни, кроме разве что вайфая. Телевизор, мягкие кресла, открытая палуба, кафе с кофе, санузлы - очень комфортный плавучий дом. Даже телефон подзарядить можно, розеток полно.
Выходим из таманского порта. Кстати, на пароме есть все прелести жизни, кроме разве что вайфая. Телевизор, мягкие кресла, открытая палуба, кафе с кофе, санузлы - очень комфортный плавучий дом. Даже телефон подзарядить можно, розеток полно.

Два жеста, и к воротам уже бежит стюард (мужчина, между прочим!) с ключом. Следующий акт этого спектакля - это мой проезд на паром. Такими же уверенными движениями она останавливает поток большегрузов и даёт мне команду проехать и занять место в трюме у борта. Всё это без слов! Единственные слова, которые она сказала, это: “Здравствуйте, Ваш билет” и “Всего Вам доброго, приятной поездки”. Надо было видеть лица водителей грузовиков, когда они увидели, из-за кого им перекрыли дорогу.

А вот и всесоюзная ударная комсомольская стройка. Стройка века. Крымский мост. Со стороны, надо сказать, выглядит эффектно.
А вот и всесоюзная ударная комсомольская стройка. Стройка века. Крымский мост. Со стороны, надо сказать, выглядит эффектно.

Рассказывать о пароме можно долго, да жаль путешествие коротко. На таком судне хочется идти часами и смотреть в морскую даль. Паромов несколько, но внешне они похожи. В основе всех в сущности одинаковая конструкция. Внизу грузовики и легковушки (попадаются и такие, даже с открытием моста, не всем близко до него), а сверху пассажирские салоны с блэкджеком… эээ, я хотел сказать, с кафе и телевизорами. Это на случай непогоды, а если распогодится - выходи на нос или корму и дыши морем, смотри на море, ныряй… Нет, последнего, пожалуй, делать не стоит. Кстати, о распогодится. Даже в довольно тёплый день (за бортом было около 22 градусов выше нуля) на палубе довольно свежо - ветра здесь крепкие.

Орнитологи, ау! Это чайка или альбатрос?
Орнитологи, ау! Это чайка или альбатрос?

Бабушка, которая продавала свечи в храме Андрея Первозванного, утверждала, что их храм видно с Керченской стороны. На счёт видно со стороны не знаю, но с парома он хорошо просматривался. За бортом летали чайки (или альбатросы?), и было немного необычно и торжественно на душе от того, что паром шёл границей двух морей. Слева по борту Чёрное, справа Азовское. Это была моя первая встреча с Азовом, я прошёл вдоль его берега больше ста километров…

А у него знак "Уступи дорогу"
А у него знак "Уступи дорогу"
Движение в Керченском проливе строго регулируется. Без этого никуда - по интенсивности движения судов его можно сравнить с загруженным аэропортом, и за всем этим многообразием нужно постоянно следить, что б не было столкновений. Отличие от неба - в меньших скоростях и только одной возможной плоскости расхождения.
Движение в Керченском проливе строго регулируется. Без этого никуда - по интенсивности движения судов его можно сравнить с загруженным аэропортом, и за всем этим многообразием нужно постоянно следить, что б не было столкновений. Отличие от неба - в меньших скоростях и только одной возможной плоскости расхождения.
Керченский маяк и керченский берег. Ещё 4 (написано в 2018 году - прим.авт.) года назад это была уже заграница.
Керченский маяк и керченский берег. Ещё 4 (написано в 2018 году - прим.авт.) года назад это была уже заграница.

Слева по борту, кстати, был виден Крымский мост. Масштабы сооружения действительно впечатляют. В такие моменты немного пробирает патриотизм. Знаете, который не на квасе. Как-то сама собой грудь распрямляется. Можем всё таки. Крымский мост очень крутой инфраструктурный проект. Я бы сказал мега крутой. Навести мост в таких сложных условиях (помните про ветра и штормы? а теперь прибавьте ненадёжный грунт и сейсмоопасность) дорого стоит.

Республика Крым
Республика Крым

И вот, наконец, Керчь. Здравствуй, Крым!