Если вы достигли успеха и не знаете, как стать еще круче, тогда этот метод для вас! Или может быть вы хотите улучшить свои отношения со второй половиной, членами семьи, коллегами. Этот метод для вас!
Начните собирать и использовать себе во благо обратную связь.
Обратная связь может быть:
- формальной и неформальной
- прямой и косвенной
- грубой и изысканной
- очевидной и незаметной
Обратная связь - это возвращенная, корректирующая информация о вас, которую вы получаете со стороны и/или из собственного опыта.
Обратная связь может поступать к нам в разных формах:
- Признательность. Это все то, что имеет посыл "спасибо". Такая обратная связь нужна всем, потому что все мы хотим признания своих заслуг. Она мотивирует и поддерживает. Если вы все еще не говорите "спасибо", начните это делать. К сожалению, не все люди умеют выражать признательность. Чтобы признательность была принята и имела смысл, она должна отвечать трем критериям:
1) Признательность должна быть конкретной. В большинстве случаев мы выражаем признательность общими словами: типа "Отличная работа!" . В этом случае человек чувствует себя не до конца оцененным. Особенно, если он сделал что-то крутое, а ему сухо говорят "Отличная работа!"
2) Признательность должна иметь понятную и приемлемую для получателя обратной связи форму. Например, кому-то хватит и "спасибо", а кому-то в качестве признательности нужен бонус к зарплате и если человек его не получает, то опять-таки чувствует себя недооцененным.
3) Признательность должна быть искренней и по делу. Если вы рассыпаетесь в благодарностях налево и направо, то это перестает иметь значение. У меня был коллега, который благодарил меня абсолютно за каждое моё действие. Сначала я думала "Какой же воспитанный парень и как же он мне благодарен". Потом услышала, как он делает то же самое по отношению ко всем остальным. С того момента я перестала быть очарованной и уже пропускала это мимо ушей.
- Наставничество. Это все то, что идет с посылом "есть способ получше". Такая обратная связь как раз и помогает нам учиться. Наставничество почти всегда содержит в себе элементы оценивания.
- Оценивание. Это все то, что идет с посылом "вот какое место ты занимаешь". При оценке вас всегда прямо или косвенно сравнивают с кем-то (другие люди) или чем-то (какие-то критерии). Оценивание помогает нам узнать свое нынешнее положение.
Оценивание сильно задевает наше самолюбие, а наставничество воспринимается как значительно меньшая угроза. И когда самолюбие выходит на первый план, учебный процесс блокируется. В таких случаях важно проделывать следующее упражнение - рассмотрите обратную связь сначала как оценивание, затем как наставничество. Оцените свои чувства в обоих случаях. Вы начнете замечать ваши наклонности и тенденции. Возможно вы чаще принимаете наставничество за оценивание, чем вы предполагали. А каждый такой случай - это упущенная возможностью научиться чему-то. В жизни достаточно реальных проблем, ни к чему придумывать еще и воображаемые.
Иногда бывает так, что коммуникатор соединяет в обратной связи оценивание и наставничество или не продумывает, каковые его намерения. Чтобы услышать и понять обратную связь в форме оценки, разделите ее на 3 составляющие:
1) Непосредственно оценка: "хорошо/плохо", "сто баллов", "ноль"
2) Последствия оценки. Что вас ждет? Последствия могут быть явными или умозрительными, непосредственными и отдаленными.
3) Суждения по поводу оценки. Как вы и коммуникатор воспринимают оценку и ее последствия? Суждения всегда выходят за рамки оцениваемых качеств. Например, вы сдали экзамен по английскому TOEFL на 50 баллов. Ваша подруга замечает "С таким баллом ты никуда не поступишь". Это ее суждение по поводу вашей оценки. Оно не основывается на фактах - она не устанавливает пороги вступительных экзаменов при зачислении в университет. Это ее субъективное мнение, наложенное на объективную оценку (ваш результат - 50 баллов). Такой перебор негативных суждений и приводит к тому, что мы начинаем как огня бояться обратной связи. Слова моральной поддержки "Ты можешь это сделать", "Я в тебя верю" - тоже попадают в категорию добавочных суждений, но уже с положительной стороны.
Когда вы разобрали обратную связь в форме оценки на компоненты, вы можете понять, что конкретно задевает ваше самолюбие и что именно необходимо обсуждать с коммуникатором. Чтобы максимально эффективно использовать обратную связь в форме оценивания, всегда разбирайте ее на компоненты и уточняйте статус оценки. Оценки бывают:
- окончательными
- предварительными
Когда речь идет о предварительной оценке, у вас, как правило, еще есть возможность как-то повлиять на окончательный результат. Часто бывает так, что получатель напрасно тратит время, пытаясь обсуждать оценку, которая уже вынесена и никоим образом не может быть изменена. В такой ситуации лучше поговорить о том, как вам лучше справиться с теми последствиями, которые вытекают из оценки.
Мы нуждаемся во всех трех формах обратной связи, но следует их различать между собой и не подменять одно другим.
Часто бывает, что люди не понимаю, что перед ними: наставничество или оценка. Например, ваша подруга вам говорит "А вот я бы на твоем месте не стала покупать эту игрушку твоему ребенку, потому что она для детей более старшего возраста. Такие мелкие детали, из которых сделана игрушка, опасны для твоего малыша". Что перед вами? Ваша подруга намекает, что по сравнению с ней вы плохая мать раз хотите купить ребенку опасную игрушку? В таком случае - это обратная связь в форме оценки. Или может быть ваша подруга вас поучает обращать внимание на то, из каких деталей сделана игрушка? Тогда перед вами обратная связь в форме наставничества.
Если вы не разберетесь, какая форма обратной связи перед вами, то возникнут следующие проблемы:
- наше внимание обычно фокусируется на оценке и наставления уже до нас не доходят. Ваш внутренний голос начинает рассуждать, а почему это вас так оценили, что в вас не так. При таком шуме в голове вы уже и не думаете о том, чтобы извлечь какую-то пользу, чтобы чему-то научиться. Вывод: не разбираясь в форме обратной связи, вы упускаете возможности для обучения и роста.
-чтобы получатель был открыт к наставлениям, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что признав ошибки, слабость, это не обернется против него. Это особенно актуально, когда вы поучаете своего парня или девушку. Например, вы вынудили его/ее высказать мнение о вас. Допустим, ваш парень говорит: "Ну, если честно ты немного располнела". Вы сами вынудили его дать вам честное мнение, но затем при каждом удобно случает не упускаете возможность его упрекнуть "Ну ты же сказал, что я толстая". В такой ситуации, ваш парень больше никогда честно вам ничего не скажет. Ведь теперь он боится последствий.
Помимо указанных форм обратная связь бывает также следующих типов:
- обычная (положительная и отрицательная) обратная связь позволяет узнать, как вы действовали в прошлом. Например, вам говорят: "Это задание ты выполнил плохо". Из такой обратной связи не ясно, как действовать, чтобы стало хорошо, поэтому лучше давать
- упреждающую обратную связь. Ведь она дает идеи, как действовать в будущем. Главное достоинство такой обратной связи в том, что она позволяет преодолеть два труднейших препятствия, связанных с принятием обратной связью:
1) успешные люди, не хотят слышать критические отзывы о себе, а
2) подчиненные/друзья не хотят давать критических отзывов, потому что боятся последствий.
Упреждающая обратная связь работает, потому что в отличие от обычной обратной связи, которая часто превращается в обсуждение ошибок и неудач, упреждающая связь сосредоточена на решение проблем, а не на их истоках. На самом элементарном уровне она работает, потому что люди принимают упреждающую связь не так близко к сердцу, как обратную.
Материал написан по книгам "Прыгни выше головы" Маршалла Голдсмита, "Управление результативностью" Майкла Армстронга и Анжелы Бэрон, "Спасибо за отзыв: как правильно реагировать на обратную связь" Дугласа Стоуна и Шейлы Хин.
Позже напишу еще несколько статей на тему обратной связи
ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ МОИ НОВЫЕ СТАТЬИ