Найти в Дзене
Bocharova Julia

Обоснование и оценка реализации социального проекта: «Воспитание маленького человека без насилия»

Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоплановый процесс, требующий от родителей или лиц, заменяющих их много сил и терпения.
Вопрос, где заканчивается воспитание и начинается жестокое обращение над детьми, многоплановый и до сих пор не теряет свою актуальность. В Уголовном Кодексе РФ жестокое обращение трактуется как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по

Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоплановый процесс, требующий от родителей или лиц, заменяющих их много сил и терпения.

Вопрос, где заканчивается воспитание и начинается жестокое обращение над детьми, многоплановый и до сих пор не теряет свою актуальность. В Уголовном Кодексе РФ жестокое обращение трактуется как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности.

Признаки насилия различны. Многие считают, что это синяки и другие видимые травмы, однако, это далеко не так. Безусловно, выражение агрессии и физическое подавление ребенка относят к насилию, но список не ограничивается только этим. Пренебрежение успехами, унижение достоинства, лишение любви, нежности, безопасности, заботы и многое другое, относят к психическому насилию, о котором родители могут даже не задумываться. В свою очередь насильственные действия по отношению к детям порождают социально опасные проблемы, такие как: детская безнадзорность, алкоголизм, наркомания, проституция, беременность в раннем возрасте, преступность несовершеннолетних.

При этом даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, нередки случаи использования недопустимых форм и методов воспитания. Наказывая, например, лишая ребенка общения, прогулки, использование форм запугивания и тем более телесных наказаний, все это может привести к возможным отклонениям в его психическом и физическом развитии.

Во избежание такого целью моего проекта будет являться профилактика жестокого обращения по отношению к детям по средствам просвещения родителей.

Задачами проекта стали:

1. Разработка плана мероприятий по реализации проекта;

2. Установление контакта с семьями;

3. Проведение консультативно – профилактических работ с родителями на тему жестокого обращения к детям;

4. Содействие в повышении знаний у родителей на данную тему.

Реализация социального проекта «Воспитание маленького человека без насилия» проходила в три этапа: подготовительный, организационно – практический и аналитический.

На подготовительном этапе была согласована возможность проведения данного проекта с руководством МБОУ 2-Гавриловская СОШ, сформирована группа людей из числа семей, желающих принять участие в проекте, в количестве 5 семей (15 человек, 10 родителей, 5 детей) – учащиеся 3 класса и их родители. В качестве помощников – волонтеров, на основе личной инициативы, выступили классный руководитель и педагог – психолог школы. Подобраны методики для входной и выходной диагностики, подготовлены необходимые материалы для проведения занятий, разработаны памятка и буклеты на данную тему. На данном этапе была проведена входная диагностика на выявление у родителей, принимающих участие, базовых знаний по вопросу жестокого обращения с детьми. В качестве диагностического материала использовалась анкета, составленная совместно с педагогом – психологом, состоящая из 9 вопросов с выбором варианта ответа и возможностью написать свой вариант. По результатам анкетирования выявлено, что у большинства родителей нет четкого представления о том, что же такое на самом деле жестовое обращение к детям. Так 70% считаю, что это проявление в первую очередь физического насилия (наказания, удары, синяки), только 30% указали, что это не только физическое, но и моральное насилие над ребенком (ущемление его прав, подавление, угнетение).

Диаграмма 1 – Результаты диагностики на вопрос «Какие виды насилия, по – вашему мнению, относят к жестокое обращение с детьми?»

При этом, отвечая более развернуто на следующий вопрос, участники проекта указали, что физическое насилие – это побои и удары (60%); синяки (20%). По мнению учащихся, моральное насилие выражается в подавлении личности ребенка (10%) и так же 10% предпочли вариант ответа «ущемление ребенка в чем – либо), никто не выбрал все варианты ответа

-2

Диаграмма 2 – Результаты входной диагностики на вопрос «Выбери из приведенных ниже вариантов примеры проявления жестокого обращения к детям».

С целью выявления необходимости реализации проекта на данную тему родителям был задан заключающий вопрос об их желании узнать больше на тему жестокого обращения к детям и принять участие в проекте. Результаты показали, что только два родителя в силу своей занятости сомневаются (20%), остальные (80 %) выразили положительный ответ

-3

Следующий этап проведения проекта организационно – практический. Профилактическая работа направлена в первую очередь на информирование людей по тем или иным вопросам, в данном проекте основной темой выбрано жестокое обращение с детьми. Для того, чтобы донести информацию до родителей, учащихся 3 класса МБОУ 2 –Гавриловской сош, были использованы методики и программы, включающие творческие мероприятия, мероприятия информационного направления, просмотр социального ролика, проведение коммуникативно – ситуационных игр (см. приложение 3).

В ходе реализации проекта был разработан следующий комплекс мероприятий, представленный в таблице

-4
-5
-6

Занятия включали, преимущественно групповые формы работы. Это обусловлено тем, что в группах проще усваивается материал, участники готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками, мнениями); занимаются конкретным интересующим их делом, а не повторной работой, вследствие чего сохраняется интерес к дальнейшему познанию; знания усваиваются прочнее, вместе с тем повышается работоспособность. На каждом занятии использовались различные приемы работы, такие как: активные беседы, дискуссии, групповое общение, коммуникативные игры.

Заключительным стал аналитический этап. На котором, с целью определения работоспособности и эффективности проекта, была проведена выходная диагностика. В данном случае не только для родителей – главных участников проекта, но и для их детей – участников заключительного мероприятии, изготовление плаката «Мама, папа, я – счастливая семья!».

Диагностика для детей состояла в определении их желания проводить время с родителями, участвовать в совместной деятельности с ними. Для определения результата детям нужно было взять либо грустный смайлик (нет желания), либо смайлик с улыбкой (желание присутствует). Результат оказался 100%.

Что касается родителей, то их знания в вопросе жестокого обращения с детьми увеличились, родители усвоили, что и физическое и моральное насилие, являются источниками подавления детей. Так в выходной диагностики 70 % родителей в вопросе «Выбери из приведенных ниже вариантов примеры проявления жестокого обращения к детям», остановили свой ответ на «все варианты ответа», во входной диагностике данный вариант никто не выбрал, 20 % ответили «побои, удары», «синяки (пример, дать затрещину)», «подавление личности ребенка», 10% предпочли варианты « ущемление ребенка в чем - либо», «побои, удары».

Таким образом, проводя сравнение входной и выходной диагностики на данный основной вопрос темы проекта «Что такое жестокое обращение и что к нему относят?», можно сделать вывод, 70% учащихся, ответивших «все варианты ответа» увеличили свои знания.