Найти тему
Прекрасное Далёко

Замыленность цвета. Что это такое, и как его избежать.

На уроках живописи было неприятно услышать от преподавателя, что все цвета замылились. Исправить эту ошибку тоже было нелегко, ведь тогда требовалось переписать практически все. Что же это за проблема?

Она нередко возникает у начинающих художников, у людей, которые долго не писали или осторожничают с цветовыми отношениями.

Фото автора. Тяглова Н. В. " Герберы". Хоть эта работа немного декоративная, но она передает мою любовь к ярким цветам.
Фото автора. Тяглова Н. В. " Герберы". Хоть эта работа немного декоративная, но она передает мою любовь к ярким цветам.

Так у нас в группе была девочка, которая всегда боялась ярких сочных цветов, насыщенных отношений. Она, чтобы сделать работу гармоничной добавляла везде, даже в тень, белила, старательно растушевывала мазки. Она избегала всего выразительного и неординарного. Даже постановки выбирала с фронтального ракурса.

Она подолгу месила краски на палитре, которые скоро становились похожие на «фузу», то, что остается в конце работы, когда чистишь палитру.

Действительно получалась мыльная, мутноватая живопись, где все вроде и верно, но как-то неуверенно, ученически. Такой подход достаточно распространен. Есть даже крылатое выражение: «Больше грязи, больше связи».

Фото автора. Скриншот с экрана с видео, где идет подбор цветов для работы над портретом.
Фото автора. Скриншот с экрана с видео, где идет подбор цветов для работы над портретом.

Действительно за мутные грязноватые цвета проще спрятать свой непрофессионализм и неумение работать с цветом. Тогда в училище я точно поняла, что так писать не хочу, тем более меня всегда тянуло к яркой, «сарьяновской» живописи.

Наш преподаватель пробовал ей объяснить, что тени необходимо писать без белил, стараться находить сочетания красок, чтобы живопись радовала глубокими, насыщенными цветами. Ведь даже человеческое тело можно писать ярко, выпукло и энергично.

В это время я и полюбила кобальт зеленый светлый, кобальт фиолетовый, неаполитанскую желтую, ультрамарин, охру и английскую красную.

Было интересно писать портретные постановки, используя минимум белил. Лессировки позволяли просвечивать белому грунту. Он играл роль белил и создавал звучание цвета, которое не получится в разбелах.

Существуют определенные правила ведения живописи, которые помогут избежать мутного, замыленного и разбеленного цвета.

1. Стараться смешивать хроматические краски без замутнителей. Использовать в крайних случаях белила и черные.

2. Нельзя смешивать краски, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, зеленый и красный. Они при механическом смешивании превращаются в грязь. Зато при расположении рядом усиливают звучание друг друга.

3. При многослойной живописи учитываем, как будут звучать цвета при нанесении слоев.

4. Не рекомендуется смешивать больше трех красок. Велика вероятность вместо сложного оттенка сделать грязь.

5. Необходимо учитывать, что цвет на палитре и на белом холсте звучит совершенно иначе. Пока не нанесешь мазок на холст, не поймешь правильный ли подобран цвет.

6. Можно сразу на палитре подбирать цветовые отношения для последующей работы на холсте.

7. Не затирать следы мазков на работе. Правильно нанесенные они только подчеркивают форму, заставляя звучать цвет.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.