Поехали по асфальту, хотя изначально планировалось проехать по грунтовке по берегу Дона.
По грунтовке естественно было бы интересней, но мне сказали и в «Затерянном мире» и в Казачьем стане , что дороги этой больше нет: «По ней давно никто не ездит», «Она вся заросла», «Если вам машину не жалко», «вы машину всю поцарапаете». Я был необыкновенно удивлен. Между населенными пунктами 3 км по этой грунтовке. Я был уверен, что местные ездят именно так. Да и вообще, как может не быть дороги по берегу крупной реки. А рыбаки? А купальщики? А пикничники? Но в этот раз я послушал местных. И поехал по асфальту. Хотя на следующий день, на Золотых Горках , я машину все-таки поцарапал. Но это было на следующий день.
Так что в Раздорскую покатились по асфальту, но…не совсем. Да, до спуска в Раздорскую мы ехали по асфальту. Спускаясь, тормознули на небольшой панорамной площадке.
Напротив увидели грунтовый подъем. Я решил, что это одна из дорог на Раздорские склоны и посайгачил по ней. Грунтовка действительно повела вверх, но хороших панорамных площадок я не увидел. Зато увидел, что эта грунтовка выводит на асфальт – влево – на трассу 60К-11, вправо, скорее всего, в станицу Раздорскую. Вправо я и поехал. Вероятно, это была старая дорога в Раздорскую – остатки асфальта, ямы, но к первой остановке – кладбищу Раздорской мы выехали именно с той стороны, как показано на схеме. Но если у вас не внедорожник, так ездить не надо))
О кладбище Раздорской в сети писали, что это старое древнее кладбище, что там сохранились могилы казаков XIX века. Может они и сохранились, но когда мы подъехали к кладбищу, мы увидели вполне современные могилы. Кладбище действующее. Там были люди. Лазить по кладбищу в поисках старинных могил мы не стали и сразу отправились в центр станицы Раздорская.
Машину приткнули у куреня казака Енкина.
На прогулку по станице Раздорская потратили час
Станица Раздорская – одна из интересных музейных станиц. Здесь, как и в Старочеркасской , под музеи отдано несколько зданий. Есть музей истории Донского казачества. Туда мы не пошли. Зато мы посетили курень казака Енкина, который является образцом жилой казачьей архитектуры конца XIX века. Экспозиция куреня отражает особенности нижнедонского традиционного жилища, рассказывает о быте и обычаях донских казаков.
Зашли мы в дом торгового казака Устинова. Торговые казаки жили богаче обычных – столы, стулья, комоды – все выражало достаток. Курень Енкина намного проще.
Рядом с домом торгового казака Устинова – лавка, где собраны основные товары, которыми торговали казаки – утюги, самовары, керосинки, сапоги. На самом деле лавок в Раздорской было двадцать и каждая лавка имела свою специализацию. В музейной торговой лавке представлены все товары, которые пользовались спросом у казаков.
За три музея – курень Енкина, курень торгового казака Устинова и торговую лавку отдали по 150 рублей с человека и еще 100 руб за фото в курене торгового казака Устинова.
После пребывания в станице Раздорской направились в хутор Коныгин, а по дороге посетили Раздорские склоны