Найти тему
Надежда Цветкова

ЧТО ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕКОМ?

Поведением человека, как и любого другого живого существа, управляет потребность.
Поведением человека, как и любого другого живого существа, управляет потребность.

Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек это саморазвивающаяся система, которая существует в более крупной саморазвивающейся системе, называемой нами «мир». И поскольку система не может существовать без механизма саморазвития, нелишне его определить. Ведь что-то в нас постоянно обеспечивает этот процесс развития, лишь только зарождается человеческая жизнь.

Основатель транзактного анализа Эрик Бёрн говорил о некой системе напряжений, непрерывно толкающей живые существа в направлении прогресса. Он вопрошал: «Что заставляет зародыш развиваться? Почему не останется он просто зародышем?» («Психоанализ для непосвящённых»).

Если в человеке появилась активность (акт – действие), значит можно обнаружить и потребность, которая в это время требует своего удовлетворения – либо в том, чтобы что-то получить из мира, либо чтобы нечто «отдать» в мир.

Традиционно разделяя человека на тело, душу и дух, соответственно, можно говорить о телесных, душевных и духовных человеческих потребностях. Но не будем забывать при этом, что всякое деление человека – условно, это необходимо лишь для лучшего понимания его функционирования.

Как проявляется потребность в поведении? Нуждаемостью в теле или в душе создаётся напряжение. Например, клеткам тела требуется вода или питательные вещества, и тогда они «напрягают» человека жаждой или голодом до тех пор, пока не получат то, в чём нуждаются. И человеку приходится предпринимать какие-то действия, чтобы избавить себя от напряжения, сопровождающего этот дефицит – тем самым, удовлетворяя телесную потребность.

Соответственно чувственный «голод» (например, чувство одиночества) вынуждает человека к определённой активности во внешнем мире, которая обеспечивает удовлетворение потребности душевной. Духовные потребности также создают напряжение, которое приводит человека к соответствующей активности (воплощение замысла художника или поэта).

Это вечный «спор» активности (при неудовлетворенности) и пассивности (при удовлетворенности). Пассивность не может продолжаться долго, потому что рождается новая потребность, которая вынуждает к активности. Активность приводит к удовлетворённости, и значит, к пассивности. Таков ритм, как «вечный двигатель».

Надо заметить, что природный механизм саморазвития современного человека чаще всего бывает нарушенным. И тогда развитие человека приостанавливается, заходит в тупик. Человек остаётся «вечно голодным» как телесно, так и душевно, и духовно независимо от того, в каком количестве и качестве он потребляет доступные ему возможности мира.

«Ученик спросил Мастера: Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель – но не сон; еду – но не аппетит; лекарства – но не здоровье; слуг – но не друзей; женщин – но не любовь; жилище – но не домашний очаг; развлечения – но не радость; учителей – но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка» (дзен-буддийская притча).

Современному человеку не хватает контакта с собой, чтобы услышать в себе свои истинные потребности (действительные нуждаемости) в том, к чему влечёт, что нравится – только тогда он и способен получить истинное удовлетворение.

Но человек не замечает рождающиеся в себе потребности потому, что своим сознанием чаще всего находится «вне себя», отвлекаемый острыми запахами, блеском и звуками внешнего мира…

Из моей книги "О восстановлении самоценности человека"

https://cvetkova.ru/ Школа самоценности