Найти тему
Автор Дзен

БУДДА – Оригинальный философ!

Изображения из открытых источников
Изображения из открытых источников

Экзистенциальное измерение индийского интеллектуального вопроса приводит нас к так называемому мистическому аспекту индийской философии. Индийские мыслители в гораздо большей степени, чем их западные коллеги, сочетали свои интеллектуальные размышления с аскетическими практиками. Они, в свою очередь, порождали состояния сознания, которые в широком смысле можно обозначить как мистические. Эти мистические аспекты можно найти как в ведических, так и в шраманских традициях.

Карел Вернер в своей книге “Мистицизм и индийская духовность” утверждает, что, несмотря на чисто ритуальную направленность многих ведических гимнов, их первоначальная природа именно мистическая.

Карел Вернер -  Чешский учёный, Индолог, востоковед, религиовед и философ (1925-2019)
Карел Вернер - Чешский учёный, Индолог, востоковед, религиовед и философ (1925-2019)

По его словам, “нет никаких причин, почему на зарождение ведической религии следует смотреть по-другому и рассматривать ее как результат поэтического вдохновения природными силами с добавлением какой-то примитивной и жертвенной магии."

Конечно это спорно. Нам просто не хватает доказательств, чтобы однозначно объяснить происхождение ведической традиции. Однако есть достаточно доказательств, чтобы предположить, что даже если ведическая традиция возникла с некоторыми мистическими элементами, эти элементы быстро подавлялись ритуальным акцентом, доминирующим в последующем развитии учения. Утверждение о "мистическом начале" пока остается просто хорошо обоснованным предположением.

Статус мистицизма меняется с появлением упанишадских мыслителей. Несмотря на то,что К. Н. Джаятиллеке, считал ранних упанишадских мыслителей рационалистами, которые “извлекали свои знания из рассуждений без каких-либо претензий на экстрасенсорное восприятие, их метафизические утверждения выдают некоторую мистическую направленность.

Его ученик, буддийский ученый из Шри-Ланки - Дэвид Калупахана, замечал, что сравнивая основные учения ранних Упанишад – концепцию индивидуального и универсального "я" – с тем видом осознания, которое, как говорят йоги, имеет в высшей степени состояние медитации (например, индивидуальный мыслительный процесс, сливающийся или развивающийся в высшую форму сознания, т.н. "Предельную Реальность"), представляется весьма вероятным, что этот вид осознания является некой основой всего действия. Для других учёных, упанишадская декларация тождества между душой и природой вселенной является “подлинным выражением мистического опыта, если он когда-либо существовал. Тем не менее, мы должны иметь в виду, что здесь утверждается наличие мистических явлений, а не наличие систематической разработки их характера.

По сравнению с хорошо документированной ведической традицией, литературные источники шраманской культуры до упоминания Будды довольно скудны. "Муни" (аскетическое ответвление шраманы или мудрецы) был, по сути, безмолвным мудрецом, о чем свидетельствует его имя, которое в переводе означает "тот, кто дал обет молчания.” Он редко говорил о своем опыте, не говоря уже о том, чтобы посвятить своё время на его написание. Таким образом, за пределами традиции шраманы можно найти самые ранние свидетельства ее мистицизма.

Вернер, также пишет: “В более поздние ведические времена, есть хорошие свидетельства о не ведических мудрецах, бросающихся в глаза своей наготой и длинными волосами, бродящих по стране и обучающих "пути ветра". Далее Вернер интерпретирует ригведический гимн длинноволосого мудреца, чужака, не принадлежащего к ведической традиции, как описание истинно мистического "муни", мало чем отличающегося от более поздних мастеров Йоги.

Несмотря на древность мистики шраманы, систематическое описание ее отсутствует. На самом деле нет методологического и систематического анализа мистического пути, предшествующего учениям Джайны (джайнизм) и Будды. Это серьезно ограничивает нашу способность оценить оригинальность Будды в этом отношении. Тем не менее мы можем с уверенностью предположить, что, объединив интеллектуальное и мистическое в одном стремлении, Будда следовал давней индийской традиции. Наконец, можно предположить, что Будда намеревался создать скорее терапию, чем философию. Один из способов опровергнуть это возражение - указать на терапевтический характер учений древних западных философов.

Продолжение в следующей части статьи " БУДДА – Оригинальный философ!"

(или здесь )

Кому интересно подписывайтесь на мой канал, спасибо за внимание.