Найти в Дзене

Зеки, потоп, баскетбол: три хороших подкаста, которые я послушал на каникулах — «Голос зоны»

Зеки, потоп, баскетбол: три хороших подкаста, которые я послушал на каникулах

— «Голос зоны». Когда вышел первый сезон, я еще не слушал подкасты вообще, теперь наконец наверстал. Несомненно, одна из лучших вещей, которые были сделаны в этом формате по-русски, и тот случай (подобно «Перемотке» и «Пачке сигарет»), когда именно аудиоформат максимально оправдан.

Формально Петя Рузавин рассказывает историю группы «ЕПКТ» — рэп-квартета, который сформировался в одной из российских колоний и прямо оттуда записывал и выпускал альбомы, притом что сокамерники и начальство об этом ничего не знали. Подкаст так и позиционируется, через музыку, и как маркетинговый ход это, наверное, правильно — но в реальности «Голос зоны» не про музыку совсем; собственно песни «ЕПКТ» мы слышим только урывками в джинглах и больших подробностей о них нам не рассказывают. Что и правильно — поскольку люди, которые делают группу, на порядок интереснее. То есть это очень мощный пример того, как журналистика умеет гуманизировать людей, от которых, встреться они тебе в темном переулке, ты бы сразу убежал без всякой коммуникации. Рэперы сидят, разумеется, по народной 228-й, но у каждого — своя мощнейшая история и свой характер: один после тюрьмы метит в сценаристы и режиссеры, другой вообще чуть не сел за терроризм, потому что хотел украсть сейф из местного Госнаркоконтроля, взорвав пол в здании. Подобных несусветных баек и историй — по несколько на каждый выпуск; плюс герои фантастически говорят; плюс, разумеется, тут здорово изложен контекст: как устроены порядки в российской тюрьме — от административных до романтических.

Сейчас идет уже второй сезон: там фокус сместился на одного парня, который в начале 2020 года вышел из тюрьмы и пытается обустроить жизнь на воле, занимаясь творчеством. Второй сезон не такой искрометный, но тоже интересный и, возможно, даже более важный — потому что если про тюрьмы у нас еще как-то пишут / снимают, то происходящее с человеком после того, как он вышел из колонии, почти совсем нерассказанная тема.

— Выпуск подкаста 30 for 30 про 11 марта 2020 года. В этот день у баскетболиста «Юты Джаз» Руди Гобера нашли коронавирус — игру, в которой он должен был принимать участие, отменили в тот момент, когда судья должен был разыгрывать матч на полном стадионе; еще через несколько часов НБА приостановила сезон целиком. Для Америки, да и для всей мировой индустрии развлечений, это был тот самый момент, когда стало понятно, что ковид — это очень серьезно. Журналисты ESPN с помощью участников событий — включая самого Гобера и, например, губернатора штата Оклахома — восстанавливают хронику дня; получается крайне захватывающе.

Ну и смешной факт, который предсказуемо зацепил. Один из героев-спикеров — главный инфекционист США Энтони Фаучи, и в какой-то момент он рассказывает такое: вот, меня в тот день вызвали к Трампу, обсуждалось, запрещать ли полеты из стран Шенгенской зоны. «А я раньше и слова-то такого не знал — Шенген, это что вообще такое?» — вспоминает 80-летний доктор медицины и по совместительству большой чиновник. (Тут подставьте мем с Михаилом Задорновым.)

— Floodlines. Главный американский подкаст прошлого года, судя по всяким рейтингам. Сделан журналом The Atlantic, посвящен урагану Катрина и его последствиям для Нового Орлеана. С точки зрения формы тут все предсказуемо: вовлеченный нарратор, куча спикеров (включая, например, тогдашнего начальника городской полиции), несколько сквозных героев — жертвы, журналисты и пр. Первая половина, которую я уже послушал, — про сами события августа 2005 года; вторая — про их последствия для города и Америки.

В общем, это ровно такой подкаст про Катрину, каким его и представляешь, — но сделано все на высшем уровне, и получилась очень внятное объяснение того, почему это наводнение стало одним из ключевых политических событий в современной истории США, сопоставимым с 11 сентября. Ну и саспенса хватает, и эмоций — есть моменты, на которых и заплакать недолго.

(Абсолютно за все рекомендации спасибо Мике Голубовскому.)