Моя дочь, ей 2,5 года, обожает мультики. Задолго до её первого юбилея она могла целый час смотреть «Малышарики», не двигаясь с места. Честно признаюсь, меня это беспокоило. Дитя сидит, прикованное к экрану, а я занимаюсь делами, вместо того, чтобы уделить ей внимание. Но с другой стороны, во многих мультфильмах в игровой форме рассказывается про принцип «поделись с другом», режим дня, цвета и формы и много других полезных вещей. Поэтому у меня были смешанные чувства: деградирует мой ребенок или развивается, пока смотрит очередной мультфильм?..
Я решила выяснить, как мультфильмы влияют на развитие мозга детей. Нашла ряд исследований, и вот к каким выводам они пришли.
Все, что ребенок делает, слышит и видит в первые годы жизни, влияет на структуру мозга.
Статистика показывает, что дети до 12 лет в среднем просматривают около 18 000 часов мультфильмов!
Это означает, что мультфильм для современной молодежи является одним из основных факторов, формирующих образ мышления и поведение. Мультики не проходят бесследно, но насколько это плохо или хорошо и можно ли с этим что-то сделать?
Почему детворе нравятся мультфильмы?
Я сажаю дочку за книгу, пытаюсь ей рассказать, что дядя на картинке – это пожарный, а она пропускает все мимо ушей и не сводит глаз с маминого телефона: «Мама, мультики хочу!». Я включаю мультфильм, там тот же дядя пожарный тушит пожар, но на него дочь смотрит с удовольствием и запоминает.
Дело в том, что вся информация в мультиках уложена в хорошо написанный сценарий, с аудио-, визуальными эффектами и яркой картинкой. Поэтому ребенок усваивает ее в десятки раз лучше, чем рассказ учителя или мамы.
В раннем возрасте мозг всегда ищет новые впечатления, поэтому малыши буквально приклеиваются к своим стульям во время просмотра анимации. Дети видят персонажей мультфильма в окружении ярких спецэффектов, и этого достаточно, чтобы их мозг начал автоматически следовать поведению главных героев. Они пытаются подражать даже мельчайшим деталям, включая манеру говорить, мышление, язык тела... и даже одежду.
Представьте, если бы образовательный материал подавался в формате мультиков, тогда бы дети гораздо быстрее и лучше усваивали учебную программу и с удовольствием ходили бы в школу. Самые непоседливые малыши, сидели бы смирно, разинув рты. Ведь на обычном уроке им не хватает именно впечатлений, за которыми они то и дело поворачиваются к соседу. Понимающий учитель старается обыграть историей или актерской игрой наиболее сложный материал – так мозг лучше усваивает информацию.
Вспомните, как вы сами смотрите документальный фильм на National Geographic с научным содержанием. Гораздо легче вспомнить сцену из этой передачи, чем лекцию, которую рассказывал учитель без визуализации.
Поэтому дети, которые смотрят мультфильмы с акцентом на образование, с большей вероятностью будут интересоваться новыми знаниями, читать больше книг, проявлять творческие способности и иметь хорошую успеваемость в школе. Если малыш смотрит жестокие и только развлекательные передачи, ничего хорошего они ему не дадут. Вот почему нужно контролировать просматриваемый детьми контент на Ютубе.
Итак, выводы! Пока дети смотрят мультики, происходит процесс обучения. Содержимое мультфильма влияет на их способ общения с другими детьми и с миром в целом.
Положительный эффект мультфильмов
Добрый мультфильм может научить ребенка хорошим вещам:
· контролировать свой характер;
· слушаться родителей;
· говорить вежливо;
· помогать младшим и пожилым людям;
· любить спорт;
· актерскому мастерству;
· анализировать проблемы с научной точки зрения;
· управлять рисками;
· быть лидером;
· работать в команде, не испытывая ненависти или не завидуя своим коллегам.
Хорошо продуманный карикатурный сценарий научит ребенка держаться подальше от опасностей окружающей среды: высоты, пожароопасных ситуаций, электричества, оживленных дорог и многого другого.
Герой мультфильма может служить образцом для подражания на долгие годы. Такой герой придумывается иллюстратором и сценаристом, поэтому все негативные побочные эффекты, которые бывают в реальной жизни, попросту не показываются. В результате ребенок получает чистое содержание добрых дел для правильной лепки своего мозга.
Отрицательный эффект мультфильмов
С другой стороны, мультфильм может быть намного опаснее любого другого жизненного опыта ребенка. Он может содержать контент, сбивающий с толку, так как противоречит реальности или расходится с наставлениями родителей. Ребенок начинает сомневаться в правильности своего воспитания и образа мышления. Персонаж с негативными манерами, который появляется на экране как герой, может научить действовать более агрессивно. Контент с сексуальным наполнением и насилием наиболее опасен для незрелого мозга.
Мое мнение..
Лично я не всегда понимаю страхи по поводу просмотра мультиков. В какой-то момент нашей истории роль новизны выполняли книги, их тоже часто запрещали. В средневековье были гонения любой научной деятельности. Сегодня мы скептически смотрим на компьютерные игры и мультфильмы. Но все это способ получения новых знаний о нашем мире. Главное выбирать качественную информацию, а в каком она должна быть исполнении, пусть решают наши малыши.
Ссылка на исследование: https://www.scirp.org/html/17-1760575_59815.htm.