Найти тему

Иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею мобиля.

Проволока, которая всегда служила каркасом скульптуры становится самостоятельным материалом в руках мастера. Скульптура потеряла объём, стала прозрачной, но не потеряла смысла и красоты. Но главное, она приобрела подвижность. Талант Колдера был принят парижской тусовкой, в лице художников-авангардистов, среди которых к тому моменту были уже такие мастера, как Фернан Леже, Марсель Дюшан, Ханс Арп и Пит Мондриан, оказавший на Александра огромное влияние. После посещения студии Мондриана в октябре 1930 года Колдер практически полностью изменил свой взгляд на живопись. Позднее он говорил следующее: «Свет падал и слева и справа, а на стене между двумя окнами висели экспериментальные полотна Мондриана — цветные прямоугольники из картона. Даже фонограф «Виктрола» был выкрашен в красный цвет. Я сказал Мондриану, что, возможно, было бы здорово, если бы все эти прямоугольники еще и двигались. На что тот очень серьезно ответил: «В этом нет необходимости, мои картины и так очень быстрые» Идеей-фикс для Колдера стало создание абстракций, но не статичных, а движущихся, или, по крайней мере, создающих иллюзию движения. Тогда и появились его абстрактные скульптуры, позже названные «мобилями».

-2

Кстати, диплом инженера-механика оказался более чем полезным — первые «мобили» приводились в движение специальными механизмами. Но на этом мастер не остановился, он хотел, чтобы его работы были легкими, воздушными и более естественными. Именно поэтому он обратился к природным движениям, взяв за основу принципы конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов и точно рассчитав структуры неустойчивого равновесия. Создавая свои изысканно-легкие творения из разноцветных пластин, Колдер совершил истинный прорыв в искусстве. Его скульптура двигались от малейшего дуновения ветра, создавая незабываемые образы с помощью игры цвета и света, а иногда - даже звука. Они были, прежде всего, живыми. Неудивительно, что признание к художнику пришло достаточно быстро, и «мобили» мастера парили во многих домах Европы и США, придавая яркие краски актуальным в то время интерьерам в стиле функционализм.

— А это что за штука такая?

— Это мобиль. Это очень модно в Европе. Знаете, оформляют интерьеры подобными вот…. Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею мобиля. Вы знаете, наш XX век — такой ритм, суматоха, приходишь с работы — успокаивает нервы.

— Забавно.

к/ф «Служебный роман»

-3