И это спасёт жизнь разбежавшемуся выводку, когда малышей надо срочно спасать от собаки или парящего коршуна. И не только.
Тема с поимкой гуляющей на воле или сбежавшей из загона домашней птицы настолько актуальна и комична, что эти сцены запечатлены уже не в одном художественном фильме. И это действительно смешно, когда большие тёти и дяди валятся на землю, пытаясь дотянуться до бедной курочки или гуся.
А ведь у крестьянина, занимающегося разведением птицы, загнать подопечных на ночёвку в сарай – ежевечерняя задача, ибо поживиться на дармовщинку желающих предостаточно, начиная от недобрых людей, заканчивая собаками и кошками, хищной птицей и «гостями» из ближайшего леса.
Поэтому я решил поделиться своей наработкой, когда получилось так, что гусята сами бегали за мной, как за собственной мамкой-гусыней. И вывести их на прогулку, или наоборот, загнать на ночёвку не представляло никакого труда. Получилось это совершенно случайно, я не прилагал для этого особых усилий, но, как вы увидите из текста, практику эту не трудно повторить, а экономию усилий по выращиванию молодняка даёт ощутимую, освобождая время для других хозяйственных нужд.
В то время мы только учились разводить гусей самостоятельно. Более того, никто из знакомых даже не пытался заниматься этим. Спросить было не у кого, и знания добывались путём набивания собственных шишек.
В воображении рисовалась чудесная картинка – наши три гусыни снесут яйца, дружно на них сядут и выведут нам голов по пятнадцать приплода. Больше нам и не надо. А потом будут самостоятельно защищать их от бездомных котов и диких собак.
Да не тут-то было! Гуси у нас были довольно мелкие, но неслись как из пулемёта. По одному яйцу каждые полтора-два дня. И вскоре яиц было столько, что гусынь на них явно не хватало.
Пришлось мастерить самодельный инкубатор. Фабричных, из пенопласта, тогда в продаже ещё не было. И в самодельный инкубатор заложить эти первые яйца.
Кстати, ни одна гусыня так и не пожелала выпаривать яйца. Пришлось изготовить ещё один инкубатор, побольше, и они работали у нас конвейером. Каждые 14-15 дней вылуплялась новая партия. После того, как гусята обсыхали, ящик тщательно промывался, дезинфицировался и закладывалась новая партия яиц.
А вот с первой партией и получилась эта история, когда малыши стали принимать меня за свою маму и бегали по пятам как привязанные.
И это действительно упростило уход за всей птицей, потому что маленькие тянулись за старшими, старшие считали меня главой своего коллектива, и вся орава дружно следовала за мной, вернее, за моим голосом. Стоило мне их позвать, и они сбегались, слетались ото всюду. Наблюдать за этим всегда так забавно, так умилительно!
А сколько раз это спасало малышей, когда из лесу к нам повадился летать здоровенный, черный ворон!
Первый инкубатор, из-за ограниченности пространства, стоял у нас прямо на письменном столе. А по работе я вынужден был много разговаривать по телефону и при этом делать определённые записи. И когда состоялся телефонный разговор, я подсаживался к столу с инкубатором и говорил по нескольку часов за смену.
А уж когда малыши вывелись, жена заметила, что они тянут головы на мой голос и внимательно меня разглядывают. А когда на улице стало тепло и их вынесли на прогулку, они реально ходили за мной по пятам, тревожно пищали, когда я отходил от них и бежали, запинаясь и падая, прямо по грядкам, услышав мой голос из другого конца огорода. Они совсем меня не боялись, а многие даже охотно шли на руки.
Ну чем не гусиная мама!
А вот в каком возрасте пропало это гусиное поклонение, я не помню. Работа дома закончилась, пришлось уезжать на целый день, гуси росли, и тех, первых, было уже не отличить от остальных. Пришла аналогия - детки выросли и разлетелись из гнезда. Было немного грустно…
А через какое-то время я посмотрел по телевизору документальный фильм об эксперименте советских ученых с цыплятами. У них получился тот же самый результат, что и у меня! Только вместо голоса они использовали специальный прибор, круглосуточно щёлкавший рядом с инкубатором через небольшие промежутки времени.
Вылупившиеся цыплята считали мамой этот прибор и во дворе всегда держались возле него. От сюда и был сделан вывод, что курица не просто так квохчет сидя на гнезде. Она «записывает» свой голос в генную память потомков и после ни один несмышлёныш не спутает её ни с какой другой квохтуньей.
Как я написал выше, мой опыт «усыновления» гусят вышел совершенно случайно. Больше времени сидеть разговаривать с яйцами у меня не было, но всякий раз, когда я подходил переворачивать яйца, я всегда что-нибудь говорил, по телефону старался общаться стоя рядом с инкубатором, когда приходят нешумные гости, всегда садился ближе к инкубатору. И хотя гусей чаще кормит жена, нам обоим кажется, что у тех ко мне другое отношение, я им как-то ближе что ли, ко мне они идут гораздо охотнее, лучше слушаются.
Мне думается, подобным образом можно привязать к себе не только гусят, но и любую другую домашнюю птицу. А ещё я по-другому начал смотреть на пап, которые наглаживая растущий животик жены читают детские сказки и запрещают любимой смотреть по телику жуткие новостные программы…
Вот, собственно и всё. Опытом своим поделился, а уж использовать ли его и каким образом, решать вам, мои дорогие читатели.
Успехов всем в новом сезоне 2021! Хороших урожаев и отличных привесов!