Купить автомобиль, не вылезая из кровати? Да, сегодня это возможно! В принципе, возможно это стало уже достаточно давно, но коронависрусные ограничения энергично простимулировали дистанционный сервис. Текст Михаил Калинин
Не было бы счастья, да несчастье…
Действительно, о продажах автомобилей через интернет – так же, как любых прочих потребительских товаров – автопроизводители и автодилеры задумались уже достаточно давно. Но несколько лет эта тема не выходила за рамки «боев местного значения», вызывая интерес лишь у профессионалов и модных фриков, жадно впитывающих любые инновационные теории.
Принципиальный перелом общественных взглядов произошел в прошлом году, когда дилерские центры фактически по всей страны были массово закрыты из-за обрушившейся на наши головы пандемии коронавируса. Именно тогда даже самым отъявленным скептикам стало понятно, что вставать на пути прогресса нецелесообразно и иногда даже опасно – бизнес должен работать в любых обстоятельствах, иначе с ним запросто можно распрощаться.
Как отмечает директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский, в апреле-мае 2020 г. во время карантина был зафиксирован всплеск интереса людей к покупке автомобиля по интернету. Динамика была настолько хороша, что «Авилону» удалось даже нарастить свою долю на рынке практически по всем брендам. Однако с открытием автосалонов клиенты вернулись в офлайн, предпочитая приезжать к дилеру очно и общаться вживую.
Тем не менее, такой опыт не прошел даром. Многие, очень многие потенциальные клиенты задумались о том, чтобы следующую покупку автомобиля совершить уже при помощи онлайн-сервиса.
Этапы большого пути
Пожалуй, самое главное, что показал этот опыт – в приобретении через интернет даже такого громоздкого и технически чрезвычайно сложного устройства, как автомобиль нет ничего страшного. Если общаться с добросовестными, хорошо известными на рынке провайдерами вас не кинут, не обманут, на деньги не выставят. Просто потому что современные средства электронной коммуникации позволяют обеспечить не меньшую прозрачность и понятность сделки, чем и при очной покупке автомобиля.
Не зря же все используемые виртуальные технологии оттачивались годами – о первых онлайн-продажах особо продвинутые автопроизводители и автодилеры начали заявлять еще в середине десятых годов. У них было достаточно времени, чтобы устранить имеющиеся ошибки и наладить чуть ли не идеальное функционирование всей системы.
В итоге рынок получил удобный и полезный сервис, которым без какой-либо специальной подготовки может пользоваться каждый человек, умеющий обращаться со смартфоном, планшетом, компьютером или чем-то им подобным.
Чтобы совершить покупку достаточно и, правда, не вылезая из кровати зайти на сайт автопроизводителя (в полной мере данную услугу уже оказывают BMW, Chery, Hyundai, Lada, Land Rover,Volkswagen и Volvo) или автодилера (список довольно обширный и постоянно расширяется) и выбрать соответствующий раздел. Дальше начинаются нюансы, в зависимости от каждой конкретной марки или дилерского холдинга, но в целом алгоритм довольно стандартный.
В красочном и очень наглядном виртуальном шоу-руме представлены все доступные для приобретения автомобили в любой из существующих комплектаций – и в наличии у дилера и под заказ. Приглянувшаяся машина выбирается одним кликом, после чего заполняется онлайн-заявка на бронирование и, чаще всего, вносится минимальная предоплата (если вы передумали – возвращается безоговорочно).
Естественно в любой момент можно воспользоваться консультацией менеджера, так же в онлайн-формате или по телефону, посмотреть презентационный видеоролик, так и сяк покрутить машинку в 3D -проекции, уточнить условия сделки и т. д. – это как раз те самые нюансы, о которых говорилось выше. Например, Land Rover предлагает провести выездной тест-драйв – машина будет доставлена до дома или офиса, чтобы вы могли с ней лучше познакомиться. Некоторые марки делают дополнительные скидки при онлайн-продажах или же предлагают какие-либо дополнительные возможности. В частности первыми, кто мог купить новый Hyundai Palisade , были как раз онлайн-покупатели.
Кроме того, так же виртуально решаются вопросы установки допоборудования, кредитования, страховки, трейд-ина и проч. – вы выбираете, вам подтверждают.
После того, как все вопросы сняты, можно выходить на сделку. В большинстве случаев необходимые документы (договор, счет и т. д.) в течение одного-двух дней доставляет курьер.
Оплатить автомобиль можно через интернет банковской картой, по QR-коду с реквизитами, через Apple Pay/Google Pay и т. п. сервисами или испытанным патриархальным способом, наведавшись в кассу автодилера. Но тогда весь кайф дистанционности, согласитесь, немного смажется. Все-таки, уж, коль скоро, решили покупать онлайн, действовать онлайн надо до конца.
То есть все операции этой процедуры выполняются в виртуальном режиме и только получение автомобиля – в реале (иное, скорее всего, мало кому понравилось бы). Автомобиль доставят на эвакуаторе, ну, или, опять же, если вы скучаете по дилеру, можете съездить за машиной к нему.
Подводные камни? А их и нет. Вернее они есть, но все те же, что и при очном приобретении в салоне. Никаких различий, поскольку, повторимся, схема максимально прозрачная и понятная. Вы можете даже узнать VIN выбранного автомобиля еще до того, как решитесь его оплатить.
Дорогу осилит идущий
Перспективы онлайн-торговли автомобилями эксперты оценивают очень хорошо. Как считает Андрей Каменский онлайн-платформы – это еще один способ сделать покупку более удобной. Безусловно, понадобятся годы для массового внедрения услуги, поскольку развитие сегмента в целом, а также имплементация новых форм коммуникации дилера с клиентом будет происходить постепенно. Слишком уж консервативны в основной своей массе и обычные люди и громоздкие бизнес-структуры.
Но рынок, вне всякого сомнения, уверенно движется именно в этом направлении. Потому что это, опять же, удобно, это технологично и это прекрасно работает, доказывая свою эффективность буквально каждый день. Некоторые марки уже продекларировали полный переход на онлайн-продажи в самом ближайшем будущем. И не стоит думать, что в этом будущем дилерам отводится роль банальных «точек выдачи». Они по-прежнему будут играть важную роль в общей схеме взаимодействия, а мы как их потенциальные клиенты отдавать предпочтение самым добросовестным и ответственным.
Фото: https :// www . hyundai . ru ; https://volvocardrive. ru ;