Комикс тоже может быть журналистским жанром. Очевидная, в общем-то, мысль — в конце концов, стигма с комиксов уже более-менее снята даже в России; ясно, что это просто еще один (и очень любопытный) медиум, в котором могут разворачиваться как многофигурные романы, так и репортажи с места событий. Тем не менее, журналистских комиксов, насколько я понимаю, пока все-таки не так много; кажется, даже среди нон-фикшн-комиксов они составляют меньшинство. Возможно, я ошибаюсь по неведению, но что вроде бы точно, так это то, что Джо Сакко — один из главных комиксовых журналистов мира. Порукой тому — его большие репортажные вещи «Палестина» (переведена на русский, кстати) и «Записки из Газы». Но их я как раз пока не читал. Зато прочитал сборник статей покороче, который давно стоял на полке. Сборник так и называется — «Journalism».
Ну и вот казалось бы — книжка издана в 2011 году, материалы, в ней собранные, выходили и того раньше, преимущественно в середине 2000-х; при этом темы все сплошь из новостной повестки: Ирак, Чечня, Косово, беженцы. Что тут может быть интересно обсуждать, кроме самого метода? Между тем по итогу прочтения про метод мне как раз сказать почти что нечего — разве что иногда кажется, что тут многовато текста, и он отвлекает от картинок. А увлекает как раз предмет рассказа — потому что на каждый из постылых новостных сюжетов, про которые мы вроде бы уже все прочитали, Сакко умудряется находить интересные развороты.
Вот та же Палестина — короткая история про Хеврон, редкий пример текста про это неизбывный конфликт, который действительно кажется сбалансированным и при этом живо и ярко выводит обе стороны. Вот Ирак — да, тут есть довольно обычный материал про американских солдат в патруле, но есть и по-настоящему классные: про то, как те же американцы тренируют взвод произвольно набранных иракских мужчин, которые должны помогать им в войне, — и про двух иракских бизнесменов, которых ни за что арестовали (опять же) американцы, держали в тюрьме, пытали, а потом отпустили без предъявления обвинений; минус второй в том, что у нее нет финала, но все равно. Вот Индия — сюжет про провинцию, где в ошеломляющей бедности живет самая низшая из каст, и про то, как желающий помочь в итоге делает хуже.
Самые же поразительные истории — самые длинные (что логично, в сущности). Одна — про Чечню начала 2000-х; а точнее — про лагеря беженцев от войны в Ингушетии, существование которых Россия в какой-то момент просто перестала признавать. Я, честно говоря, вообще не знал, что все это существовало. Сакко находит очень мощных героинь (почти все — женщины) и показывает лагеря и их жителей так, что их фактически видишь; вообще, с точки зрения agency героев комикс оказывается очень выгодным жанром — при том, что автор всегда напоминает нам, что мы смотрим на происходящее его глазами (и не стесняется каких-то собственных оценок), другие люди у него раскрываются очень ярко.
А вторая — как ни странно, про беженцев, которые бегут из Африки по морю в Европу. Ну то есть казалось бы — куда уже, да? Но тут, во-первых, поражаешься, что эта проблема в полный рост существовала еще в 2006 году, задолго до всякого ИГИЛа. А во-вторых, Сакко наводит фокус на Мальту, которая в тот момент зачастую оказывалась тем самым местом, куда беженцы доплывали поначалу и где задерживались надолго; и при том, что ни им самим этого не хотелось, ни сами мальтийцы не отличались гостеприимством, это на глазах меняло местную жизнь хотя бы потому, что население в Мальте небольшое, и беженцы были очень заметны. Что, в свою очередь, провоцировало дополнительные сложности. Все их Сакко описывает во всей полноте — он явно считает, что беженцам надо помогать, но при этом не отказывает в человечности и тем, кто им не рад. Более того — сам Сакко родился на Мальте; его семья уехала оттуда в Австралию, когда ему был год; происхождение и мигрантский опыт самого автора придает материалу еще одну, уже которую по счету перспективу.