В середине марта официально исполнился год с начала пандемии, которая перевернула жизнь людей и компаний, заставила иначе взглянуть на многие вопросы. Есть своя точка отсчёта и на Тольяттиазоте: год назад 16 марта по приказу генерального директора организовали оперативный штаб, благодаря работе которого удалось сдержать распространение инфекции на предприятии. Пандемия стала непростым опытом и массовым уроком. О том, как все мы учились адаптироваться к изменениям, какие грани взаимодействия открыли и за что должны сказать спасибо ситуации, «Волжский химик» поговорил с Натальей Денисовой – заместителем председателя штаба по противодействию коронавирусной инфекции, заместителем директора по персоналу.
– Что стало главным на старте пандемии?
– Цель была одна – сдержать распространение инфекции. Тольяттиазот действовал оперативно: уже в феврале прошлого года мы начали проводить дезинфекцию контактных поверхностей и автобусов специальными растворами, оперативно закупали и раздавали сотрудникам одноразовые маски, антибактериальные средства для рук, дезары и бактерицидные лампы-облучатели. В 2020 году на эти цели компания направила 84,5 млн рублей.
С начала пандемии сотрудникам завода выдали уже более двух миллионов одноразовых защитных масок, в помещениях установили 50 бактерицидных ламп и 50 дезаров.
– Пандемия требовала от работодателя не только успевать за событиями, но и быть проактивным – верно оценивать и предупреждать возможные угрозы. Удалось?
– В целом да. В программе действий компании на сегодня около 30 пунктов, и каждый раз список дополнялся – в зависимости от эпидемической ситуации, которая менялась ежедневно. Помимо известных обязательного масочного режима и социальной дистанции, сотрудникам предприятия ограничили командировки по стране и за границу. Ежедневно в автобусах и на проходных проводили термометрию, развели потоки людей на проходных завода: сотрудники Тольяттиазота проходили на площадку до 8.00, подрядчики – с 8.30.
Летом изменили график работы ремонтного персонала, чтобы исключить скопление людей, на проходной Азотреммаша установили заградительную ленту-«змейку». Для рабочих помещений приобрели бактерицидные лампы, сотрудникам рекомендовали заказывать доставку обедов в ланч-боксах на места и по возможности меньше посещать буфеты и столовые.
Санитарная безопасность на заводе – это, конечно, чистота. Обработка всех помещений на заводе, автобусов, служебных машин специальным дезинфицирующим раствором каждые два часа по-прежнему находится на особом контроле.
В новой и опасной ситуации у сотрудников было много вопросов, и на ТОАЗе оперативно организовали работу «горячей линии» по вопросам коронавируса.
Подчеркну: практически все эти профилактические меры действуют на предприятии и сейчас.
– Принимает ли звонки «горячая линия» по вопросам коронавируса?
– «Горячая линия» по вопросам коронавируса заработала весной прошлого года. Поначалу звонков было очень много: ситуация заставила людей обращаться часто. Заводчане спрашивали о самоизоляции, ее условиях, оплате труда в этот период, работе транспорта, выездах за пределы области. Старались подробно отвечать всем, понимая, как важно в такой период не оставить людей в неведении. Со временем звонков стало гораздо меньше, но «горячая линия» работу не прекратила, она доступна для сотрудников и сейчас. Первая линия подключена к отделу методологии, они распределяют звонки по подразделениям в зависимости от темы вопроса.
–Как изменилась работа корпоративного транспорта?
–Чтобы сократить поток людей и обеспечить социальную дистанцию в пассажирских салонах, в 2020 году мы привлекли семь дополнительных автобусов подрядчика, которые распределили по всем маршрутам. В июле и августе, когда ремонтная служба работала с 6.00 и 10.00, организовали доставку корпоративным транспортом в два потока. Отмечу, что на заседаниях штаба профсоюз поднимает вопрос об автобусе по заводу, но как показал анализ, потребность в нем невелика. Автобусом пользуются немногие, а все вопросы цехов, связанные с доставкой, можно решить в индивидуальном порядке с помощью транспортного цеха. Поэтому то, что автобус перестал ездить по заводу во время пандемии, – скорее совпадение, возвращать его пока не планируем.
– Кто входит в штаб по борьбе с коронавирусом?
– Когда ситуация с ковидом набрала обороты, 16 марта прошлого года на предприятии создали онлайн-штаб по борьбе с коронавирусом. В него вошли заместители генерального директора по направлениям и председатель профкома – всего 12 человек. Поначалу штаб работал ежедневно, поскольку необходимо было решить массу организационных вопросов, начиная от закупки масок и дезаров и заканчивая изоляцией производственников в санатории «Надежда» в мае-июне. Сегодня штаб собирается трижды в неделю.
– Как коллектив соблюдал новые нормы и правила?
– Начиная с прошлого года, блок по управлению персоналом и служба безопасности проводят ежедневные аудиты. По итогам 358 проверок выявили 34 нарушителя масочного режима и социальной дистанции среди сотрудников Тольяттиазота и 69 – из числа подрядчиков. Тем, кто попал в число нарушителей впервые (32 сотрудника), на 50% снизили вторую часть премии, которую выплатят после окончания пандемии. Двое нарушителей попались повторно, их лишили премии полностью.
Рейды продолжаются, но нарушителей уже практически нет: минувший год научил нас ответственности не только за себя, но и за тех, кто находится рядом дома и на работе.
– Уже началась вакцинация, но об окончательной победе над коронавирусом говорить рано. Какие меры защиты действуют на ТОАЗе сегодня?
– Актуально практически всё, о чем я уже сказала. Да, ситуация стабилизируется, но расслабляться не стоит – безответственность в этот период может стоить дорого и вновь отправить нас по домам. Поэтому я призываю сотрудников Тольяттиазота быть внимательными к себе и окружающим и не забывать о мерах предосторожности. Наше предприятие одним из первых в городе стало централизованно направлять сотрудников на прививку «Спутник V », предоставляя корпоративный транспорт. На сегодня прививку сделали 178 человек: два этапа прошел 121 работник, 50 сделали первую прививку, 7 – самостоятельно обратились в городские поликлиники. В марте на прививку записалось еще 50 сотрудников, и мы уверены, что эти цифры будут расти. Напомню, что о своем желании привиться от коронавируса можно сообщить через Директум заместителю главного врача по поликлинической работе Андрею Акользину.
– Чему нас научил год с коронавирусом?
– Наверное, главный урок пандемии – мы научились больше ценить простые вещи, которые раньше практически не замечали, настолько они были привычными. Думаю, что в нынешнем году мы снимем маски, если положительная динамика сохранится, но некоторые привычки, например, чаще мыть руки или соблюдать дистанцию – останутся, и это даже плюс.
Противодействие вирусу стало частью нашего ежедневного труда, заняло постоянное место в расписании дня. Задействованы многие службы завода: административно-хозяйственный отдел, отдел комплексного обслуживания, медсанчасть, управление закупок, управление по безопасности, дирекция по транспорту и логистике, юридический отдел, производство, блок информационных технологий. Каждый делал свою часть работы, которая дала хороший результат и позволила нам вместе пережить самые «горячие» периоды пандемии и сдержать массовое распространение болезни.
Ольга Петрова для "Волжского химика"