Овцы, свиньи, телята, трактора - все под силу крестьянке!
От свинарки до телятницы - путь к успеху
Маленькая, худенькая женщина катит по коридору телятника железную телегу, останавливаясь, наполняет доверху лопату и энергично кидает опил в клетку. Наблюдая за работой телятницы, удивляюсь, насколько много в ней сил, живости и в тоже время мягкости на бесстрастном лице.
Привычные в руках мелькали вилы.
Ей по плечу, наверно, труд любой.
А вот лицо всей этой суетой
Не поглощалось -
Празднично светилось.
(Н. Мережников)
И. Л. Красинская , одна из лучших животноводов на Кадочниковской МТФ, выращивающая телят от месяца до трёх и имеющая отличные привесы - от 850 граммов и до килограмма. В её группе содержится 96 телят, а в планах - увеличение на 25 голов. И можно представить, насколько ответственен и тяжёл её труд.
О.А. Жданова, диспетчер, технолог и учётчик по молоку, показывая на подопечных Ирины Леонидовны, подчёркивает: "Посмотрите, какие её телята ухоженные и упитанные. А в какой они чистоте содержатся, глаза радуются".
Крутолобая детвора тянет ко мне прохладные скользкие носы, шевеля мохнатыми ушами и сверкая влажными любопытными глазищами. Оценив, что существо я для них бесполезное, игриво разбегаются по просторной клетке.
Ирина Леонидовна улыбается, глядя на рослых питомцев, но признаётся:
- А свиней люблю больше, да и чистоплотней они в разы. Дело в том, что начинала я свою деятельность свинаркой в цехе откорма, где находились поросята от четырёх месяцев до возраста реализации (100 кг и выше), то есть, до семи - восьмимесячного возраста. Стажировку проходила у опытной свинарки Е. В. Гусевой.
Вспоминаю, как Борьки и Машки встречали меня, радостно похрюкивая, как не отпускали от себя, пока не почешешь им за ушами.
Но и это ещё не всё. Оказывается, большее пристрастие Ирина Леонидовна испытывает к технике, любовь к которой началась с детства.
Маленькая сестра и большой брат
Родилась Ирина в п. Москалёвке Кустанайской области. Была она второй из шести детей Ласковых, поэтому заботы о младших Свете, Любе, Ане и Алёше легли на их с братом Николаем плечи. Коля был старше сестры на пять лет, что, несомненно, давало ему право превосходства во всех начинаниях. Так, придя из школы, он грел воду, ставил тазик на стол и заставлял пятилетнюю сестричку перемывать гору посуды. Она не роптала, а, наоборот, боготворила брата и всюду следовала за ним. Да и Коля любил маленькую, словно куколку, белокурую сестрёнку.
В ясельной группе она была по росту меньше всех детей, и к ней обращались не иначе как: "Маленькая!" Однажды мама, Фрида Рафаиловна, пришла за дочкой в садик, а ей сообщают: "А ваша Маленькая пошла!" Все тогда смеялись - Ирина ходила не прямо, а боком, вырисовывая круги.
Небольшой рост помогал Ирине и в детских проказах. Бывало, подсадит Коля сестрёнку на соседский забор, а та спрыгнет и, прячась в траве, бежит к яблоням. Наберёт опавших яблок с земли, и обратно к забору, где Коля, перегнувшись, цеплял её за руки и вытягивал наверх.
Ходили вместе они и на рыбалку, растягивая по воде тюль, куда попадались караси, окуни и даже щука. А захотят сладостей, стащат из дома старые тряпки, калоши, кастрюли, вёдра, чугуны и обменяют на петушки у приёмщика барахла, что частенько появлялся в посёлке на лошадке.
Вспоминается, как играли в спасателей, выпутывая из ветвей и снимая с дерева козу. Родители, помимо коровы, держали ещё и белых пуховых коз. Мама вычёсывала с них пух, пряла шерсть и вязала шали. Кстати, дети немало перебрали шерсти, очищая от мусора. Так вот, одна из коз забралась на высокий стог, прыгнула с него и угодила на невысокое деревце.
Коля и Ирина частенько помогали маме на ферме - она работала дояркой. Сделают, что попросят, а потом бегут в телятник, выберут крупных телят, заберутся им на спины и катаются по загону.
В куклы Ирина играла, но предпочитала им езду на детской железной машине, управляемой рычагами. Как только Ирина вытаскивала машину на улицу и с грохотом катилась по дороге, за ней бежало полпосёлка детворы. Но такая езда мало устраивала гонщицу, и тогда брат начал обучать Ирину управлять мотоциклом "Юпитером". Она помнит, как, не справившись с управлением, съехала на скорости с шоссе на перепаханное поле.
Папа, Леонид Иванович, трудился механизатором. Ирина с нетерпением ждала отца на обед, и лишь он подъезжал на тракторе к дому и вылазил из кабины, забиралась туда, дёргала рычаги, жадно вдыхая запах соляры. Папа брал семилетнюю дочку с собой и в поле, научив её управлять трактором. Во время уборочной страды папа пересаживался на комбайн. Ирина следовала за ним, наблюдая с высоты кабины за колосьями, исчезающими в жатке, и золотым потоком зерна, льющимся в кузов грузовика.
Когда папа перешёл работать на овцеферму, брат и сестра ходили к нему и тоже помогали. Детям очень нравились маленькие, с шёлковыми волнами шёрстки кучерявые ягнятки. И как-то, улучив момент, Коля с Ириной сумели, прижав к груди малышей, вынести их с фермы. Принесли их домой, наигрались вдоволь и выпустили в конюшню. Мать вечером обнаружила пришельцев, пришлось ягнят отнести обратно.
Когда Ирина пошла в первый класс, Коля наставлял: "Маленькая, ты теперь взрослая и должна уметь за себя постоять!" Школа находилась в другом селе, и Ирина жила неделю в интернате, там - то и пригодились советы брата. Она не спускала обидчикам, защищая себя и заступаясь за подружек. От чего родителей частенько вызывали к директору.
От швейной иглы до трактора "Беларусь"
Окончив восьмой класс и не смея перечить маме, желающей видеть дочь швеёй, Ирина поступила в Кустанайское швейное училище. Родителями никогда не покупалась фабричная одежда, мама обшивала всех домочадцев сама, поэтому Ирине мамин выбор казался правильным - каждая девочка должна уметь шить. Получив диплом, она устроилась швеёй на фабрику, где работала на конвейере, выпускающем мужские рубашки и брюки.
Затем перешла ленточницей на камвольно-суконный комбинат, здесь её привлекали огромные станки, сложные механизмы.
Когда умер отец, Ирина Леонидовна вернулась к маме и стала помогать тянуть семью. Устроилась сакманщицей на овцеферму. Принимала окот, ухаживала за маленькими ягнятами.
А вечерами посещала курсы механизаторов. Здесь то и произошла судьбоносная встреча с будущим мужем А. И. Красинским, который учился на шофёра. Как-то после занятий зимним вечером молодёжь отправилась на ледяную горку. Анатолий, увидев перед собой на спуске серое короткое пальто и кроличью шапку - ушанку, решил, что это парень, и с силой подтолкнул его в спину. Шапка слетела с головы, и показались светлые кудри, а затем весёлые, озорные глаза. Ирина ухватилась за Анатолия руками, и они, смеясь, съехали с горки. Потом они вместе начали ходить на озеро, где прочищался снег, и все катались на коньках.
И вот Ирина, семнадцатилетняя девчонка, получила свой первый трактор Т- 16. "Владимировец" был ей подстать: небольшой, "стройный", маневренный. Она обслуживала на нём фермы, ездила на дальние выпасы, забирая оттуда заболевших овец.
Затем она освоила "Беларусь", на котором также обслуживала фермы, возила от комбайна зерно на ток.
Через три года активную комсомолку отправляют учиться на организатора (бригадира - зоотехника) в Кустанайский сельхозтехникум. Здесь её выбрали депутатом по округу, и она курировала четыре корпуса общежития, решая все насущные вопросы: добиваясь горячей воды, замены канализационных труб, ремонта…
После учёбы была направлена в зерносовхоз "Сосновский", где год отработала зоотехником на ферме.
В 1986 году вышла замуж. Очень хотела дочку, но родились сыновья Александр и Сергей. Какое- то время посвятила детям, а потом вновь села на трактор. Весной на "сороковке" подвозила семенной матерьял, осенью - везла зерно с поля. В зимний период доставляла на фермы корма.
"Распрягайте, хлопцы коней" - гимн любви к жизни
В 1997 году, когда начали распадаться совхозы, Красинские приняли решение переехать на Урал - в Артях жил знакомый, посоветовавший устроиться в Манчажский совхоз, сильное и стабильное хозяйство. Так и сделали.
Сначала Ирина Леонидовна работала в Токарях, выращивая овощи, а когда освободилось место на Кадочниковской СТФ, перешла туда, устроившись свинаркой.
В 1999 году в Манчаж неожиданно приехала её мама, да не одна, а с годовалой малышкой, которая оказалась племянницей Анатолия. Вика осталась без родителей, и Ирина Леонидовна, не раздумывая, приняла дочку.
Сейчас Виктория учится на третьем курсе педуниверситета, вышла замуж и воспитывает сына Данила. Александр трудится сварщиком, у него тоже есть сын Кирилл. Сергей - тренер ФОКе "Соколе" г. Красноуфимска. А ещё он превосходно поёт и без его участия не проходит ни один концерт в ЦКиД . Петь он начал с раннего детства, посещая занятия по вокалу у Т. В. Третьяковой, затем пел в группе "Ультиматум", созданной С. В. Козловым.
Ирина Леонидовна и сама прекрасно поёт, многие годы являясь участницей хоровой группы "Сударушка" при филиале "Манчажский" ЦКД и НТ.
- Мой папа играл на гармошке, - рассказывает женщина, - мама очень красиво пела. Помню, как вечерами, усаживаясь вместе, они пели на два голоса:
Распрягайте, хлопцы, коней,
И ложитесь отдыхать,
А я выйду в сад зелёный,
В сад колодец выкопать.
И звучит эта песня посей день в душе Ирины Леонидовны как связь с прошлым, как светлый маячок, освещающий её жизнь, дающий силы в нелёгкой, но такой прекрасной жизни.
Татьяна Костырева
2019 г