Итак, Великий Пост набирает обороты. Самое время предупредить верующую часть аудитории канала о грозящих опасностях на тропе гастрономического и духовного подвига. Атеистам и агностикам — помочь немного разгрести кучу нелепиц, наваленную за две тысячи лет хитрецами в рясах и сутанах. При полной поддержке безграмотной и суеверной паствы. Как именно культовые дисциплины «демонология» и «бесование» появились, можно прочитать тут.
Демоны и бесы, дьявол с прислужниками — это самые популярные мифологические существа истории человечества. Многие древние биографии сегодня, к великому сожалению, воспринимаются через христианскую, мусульманскую, иудейскую религиозные догматики. Слишком много ярлыков навешено на существ нехороших. Несмотря на знание учёными святыми отцами истины: «демон» не имеет отношения к действующим ныне монотеистическим религиям. Демонология запутана, загадочна, ползет корнями в миры философии или культы древних цивилизаций планеты.
Суеверия…
Первые изображения этих существ изображали маленькую, неясных очертаний фигурку. Которая эфирным облаком покидала умирающего человека. Книга «Ars Moriendi» (Искусство Смерти) говорила, что демоны сражаются с ангелами за обладание человеческой душой. Один из этих поганцев сидел на плече у Иуды Искариота, нашептывая ему план предательства Мессии. Демон задувает свечу святой Женевьевы в прекрасном исполнении Хуго ван дер Гуса…
Христианский епископ изгнал демона из дочери римского императора. Во время Страшного Суда они будут пытаться перетянуть чашу весов святого Михаила, чтобы Ад восторжествовал. Как античные духи Аида, во время распятия Христа демоны уносят душу нераскаявшегося разбойника. Поднимают страшную бурю, рушат кровлю дома на головы несчастных ребятишек страдальца Иова.
Демоны — опора язычников, помогают волхву Симону левитировать во время поединка с апостолом Петром. Как легендарные варяги, грузятся в ладьи, гребут в сторону Венеции. Чтобы непременно ее разрушить. Не зная, что будут повержены апостолом Марком в открытом, бушующем штормом море… Открываем «Жития святых» любой конфессии… тысячи документальных проделок демонов.
Нужные существа.
Наибольшую пользу демоны (в греческом своем названии) приносили именно эллинам. Тот же Сократ утверждал: у него есть свой демон:
«Который никогда не говорит того, что нужно делать, но всегда отвращает от того, что делать не следует».
Автор комедий Менандр считал:
«Каждому человеку соприсутствует тотчас же после рождения демон в качестве доброго мистагога (наставника) его жизни».
Древние греки были уверены: людям на протяжении жизни сопутствуют демоны-охранители. Они приходят и уходят, иногда могут в одном «человеческом сосуде» собраться на вечеринку шумной кампанией. Что это такое, эллины не сформулировали точно. Из всех попыток описать демонов… получалось что-то неопределенное и неоформленное. Обычная божественная сила. Чаще добрая.
Но ее можно рассердить, не прислушиваясь к советам «внутреннего голоса и рассудка». В любом случае, демон-хранитель предопределял жизненный путь человека, вел до самой смерти. Греки знали: с демонами невозможно затеять разговор, даже обратиться к нему нельзя — у них нет имён.
Понахватавшиеся от эллинов всего полезного, римляне тоже завели у себя «демонов». Они известны как «гении» (genius), личные духи-хранители и покровители домашнего очага. Наблюдается эволюция мифологии и культа: «гений» может появляться в виде змеи. Часто рептилий (символ родоначальника семьи) изображали на домашних алтарях. Храмы и города имели собственного демона-гения, хранителя.
Черная мифология.
Современный образ безобразного по своей внутренней сути демона, принятый в христианской мифологии, — легко расшифровать. Тексты Священного Писания — это губка, впитавшая в себя ближневосточные иудейские религиозные доктрины, положенные на фундамент греко-римской культурной традиции. Чтобы не было скучно, щедро разбавленные эзотерикой Востока.
По праву победителей в «войне умов», христианские богословы изощренно низводили языческих богов до уровня «злых демонов». Постоянно расширяя Ад, населяя новыми и новыми обитателями. Придумывая самые отвратительные преступления, формируя стройную иерархию Мира Тьмы.
Придумщики «демонологии»,
как нетрудно догадаться — это философы и мистики иудаизма. Каббала, как цельное учение, намешав в себе персидской магии, египетской и греческой теософии, вещала: власть Тьмы исходит из левого ствола Древа Жизни и Гебура (сферы божественного гнева). Их соперники, ортодоксы-раввинисты считали: злые духи были созданы «между солнцами». В ночные часы. Промеж заката и рассвета первой субботы еврейского мира.
Бог Яхве сотворил их души, но замешкался. Не успел до первых лучей зари субботнего дня соорудить вместилища тел. Это не самая доминантная гипотеза. Есть версии рождения демонов из ночных кошмаров или пространства между Землей и Луной. Талмуд выделяет шесть качеств демонов:
«Тремя они подобны людям, а тремя — ангелам. Как люди, они едят и пьют, размножаются и умирают. Как ангелы, они имеют крылья, знают будущее и ходят из одного конца мира до другого».
Это отправная точка.
С которой началась христианская мифология-демонология. Появились «дневные» и «ночные» твари. Специализирующиеся на страшных болезнях, имеющие Печати и коммуникативные каналы связи с миром людей. Древние евреи утверждали: множество злых духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (Евы с мужскими духами) в течение тех 130 лет, на которые они были разлучены после грехопадения.
Не забываем плодовитую Лилит, «первую жену» Адама. Она принесла ему целый батальон демонов, сама обратившись в тварь из ночных кошмаров. Апокриф (Книга Еноха) рассказывает историю сожительства «сыновей Божиих» (ангелов) с «дочерьми человеческими». Плодом любви становились демоны. Версию всерьез рассматривали лучшие умы христианства Средневековья (Фома Аквинский, например).
Всё меркло на фоне теории «падших ангелов» и Сатаны, вовлекших небожителей в войну с Создателем. Легенда о мятеже Люцифера превратилась в официальное церковное обоснование происхождения демонов. Трактовки священных текстов были настолько вольны… стыд и позор. Четвертый Латеранский собор (1215 год) утвердил положение:
«Дьявол и другие демоны от Бога созданы благими, но сами по своей вине сделались дурными».
Через триста с хвостиком лет состоялось решение Трентского собора (1546 год) в демонической проблеме. Дьявол был признан ангелом, сотворенным Богом. Осуждены те, кто робкими голосами пытались растолковать: Бог-Любовь не мог творить Зло. Дьявол (если он существует) сам поднялся из тьмы, не имеет творца. Он неисследованное черное Начало, неведомая субстанция. Ага, послушали людей в здравом уме, как же….
Взяв краски и холст,
воспаленный ум святых отцов стал рисовать демонов, наделяя существ физическими, магическими свойствами, невероятным разумом и характерами. Умные вопросы религиозных диспутов, например, «сколько ангелов могут танцевать на кончике иглы?» — уходили на второй план. Не буду рассказывать о долгой демонической эволюции, зафиксируем итог. Внешность демонов — крайне уродлива. Но и тут спор разгорелся…
Аскеты монастырей, изнуренные до полного помутнения рассудка воздержанием, молитвой и смирением, — довели до абсурда даже отталкивающий внешний облик потусторонних тварей. Назвав любую физическую красоту проявлением порока, искушения и греха. Назначив ответственными за совращение христианской паствы инкубов и суккубов. Чертовски привлекательных особей. Их способ спаривания с людьми… это многотомник по психическим расстройствам средневековых монахов и монахинь, сам Фрейд спятил бы…
Как все в католичестве, работа велась методично. Ни одной мелочи не упустили, действовали строго по науке. Облик демона создавался богословами по принципу териоморфии (therion — «зверь»). Взяв за базис ненавистных языческих козла и змею, их античные изображения — картинку слепили мерзопакостную. Наведя лоск детализации описаниями отцов-пустынников и отшельников египетских песков. Которым знатно напекло головы во времена раннего христианства.
ТТХ мира демонов.
Другая христианская психиатрия касалась… голосов. Оказывается, демоны постоянно издают гнусный «адский хохот». Человеческий смех стали рассматривать через призму чужеродности и одержимости демонами. Решено было: Христос никогда не смеялся. Деятельность Преисподней базируется на высмеивании Слова Божьего (как поступал Мефистофель в «Фаусте»).
Опять не послушались «умных христиан» нездоровые головой аскеты монастырей. Когда попытались придать Преисподней стройную иерархическую систему. Какой может быть порядок, если там царит Хаос… Был крайне популярен «Трактат об исповеди вершителей зла и ведьм» (1589 г.) Петера Бинсфельда, знаменитого немецкого демонолога.
Он убедительно делил демонов по смертным грехам, к которым узко и специализированно склоняют мир людей. Люцифер и Сатана были совершенно разными демонами. Первый — грех гордыни, второй — Гнев. Появились устойчивые синонимы, знакомые по сей день: Маммон (скупость), Асмодей (сладострастие и распутство), Вельзевул (чревоугодие и пьянство), Левиафан (зависть), Бельфегор (праздность и лень). Список потом расширился Пифоном, Велиалом, Мерихимом… и т.д.
Книга францисканца Альфонсо де Спина «Крепость веры» (1459 г.) наделала немало переполоха: там демоны разделены по функционалу. Были «парки» (демоницы, прядущие нить судьбы), полтергейсты, инкубы и суккубы, слуги-демоны (батрачат на ведьм), демоны кошмаров, обмана… Даже «чистые демоны» были, нападали исключительно на святых.
Гуру средневековой демонологии Иоганн Виер в труде «Псевдомонархия демонов» (1568г.) вообще нарисовал картину Империи Ада, снабдив нечисть должностями и чинами. Были псевдо-боги, духи лжи, изобретатели злых дел, мстительные демоны, обманщики, творцы заразы и бедствий, сеятели раздоров и войн, соглядатаи и искусители. Даже Князья среди этой пакости были…
Несть им числа…
Ага, как бы не так. Посчитали, рассортировали, взвесили и измерили. О численности армии Тьмы было известно всё! Начало положил Талмуд, посчитавший: у одной старшей демонихи была свита из 180 тысяч младших по рангу демонов. Максим Тирский ( II -ой век) называл цифру в 30 000 демонов. Посчитали, что очень уж скромненько. Альфонс де Спина в «Крепости веры» напомнил неучам — от Бога отпали треть его ангелов. Значит… их 133 306 608.
Иоган Виер говорил безаппеляционно, что Адская Империя насчитывает 7 405 926 демонов-раждан, ими правят 72 Князя. Куренями проживают, ага. 1111 отрядов — по 6666 тварей в каждом. Самыми точными и щедрыми оказались лютеранские богословы — насчитали 2 665 866 746 664 демона. Католиков зачислив в Легион Тьмы. Померших и будущих, не иначе…