Найти в Дзене
Игорь Орлов

Ученые о правильном мышлении и том, что ему мешает

Оглавление

В дополнении к вчерашней статье, про взгляды святых отцов на правильное мышление.

Основатель первой экспериментально психологической лаборатории Вильгельм Вундт (фото из Яндекс Картинки)
Основатель первой экспериментально психологической лаборатории Вильгельм Вундт (фото из Яндекс Картинки)

Феномен мышления в науке начал изучаться экспериментально с конца 19 века.

Ученик основателя экспериментальной психологии немецкого ученого Вильгельма Вундта Освальд Кюльпе открыл в Вюрцбурге, Германия, школу исследования мышления.

Освальд Кюльпе, основатель школы мышления в Вюрцбурге, Германия (фото из Яндекс Картинки)
Освальд Кюльпе, основатель школы мышления в Вюрцбурге, Германия (фото из Яндекс Картинки)

В ходе изучения мышления было обнаружено, что правильное мышление происходит без образов. Если в мышление вмешиваются эмоции, ассоциации, образы, воображение, то это мешает его правильной работе и нахождению решения. Так было подтверждено то, о чем ранее сказали подвижники благочестия. Правильная мысль есть мысль, не смешиваемая с эмоциями, и желаниями, абстрагированная от них, находящаяся над ними.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Вот примеры экспериментов в школах мышления:

Пример задачи Карла Дункера.

Карл Дункер (фото из Яндекс Картинки)
Карл Дункер (фото из Яндекс Картинки)

Шимпанзе находится в клетке. В клетке есть разные предметы, которые она привыкла использовать по определенным четким функциональным свойствам. Например, доска на которую ей ставят еду. Она знает, что функционально эта доска предназначена только для того, чтобы на нее ставили еду.

Шимпанзе принесли миску с едой и поставили на таком удалении от клетки, чтобы достать рукой или ногой ее было невозможно. Но она сначала долго и настойчиво пытается это сделать. Пока не догадывается посмотреть в имеющиеся условия, взять досочку, удлинить ей свою руку, подвинуть миску и съесть еду. Доску - условие задачи - она теперь использует по-другому, непривычному ей, функциональному назначению, о котором догадывается только сейчас.

Пример задачи Карла Бюллера.

Карл Бюллер (фото из Яндекс Картинки)
Карл Бюллер (фото из Яндекс Картинки)

Людям называют одну часть нескольких пословиц и просят запомнить их. Просят повторить. Каждый повторил столько, сколько запомнил из бессмысленного набора слов. Потом, через 15 минут, этим же людям называют вторые части пословиц, но в другом порядке, чем были предъявлены первые. Люди сначала пытаются их запомнить, причем сделать лучше, чем в первом случае (больше запомнить бессмысленного). Но потом догадываются, что это не бессмысленные фразы, а части пословиц, понимают смыслы каждой, соединяют и называют все пословицы.

В последующей германской школе – гештальтистов (Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и другие), которые исследовали феномен решения творческих задач, вскрылось и большее: не только эмоции, ассоциации и образы мешают решению задач и нахождению истинного решения, но и прошлый опыт.

Макс Вертгеймер, основатель гештальтшколы изучения мышления
Макс Вертгеймер, основатель гештальтшколы изучения мышления

Вот оно подтверждение Слов Христа: кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя. Следовать за Мной – следовать Истине. Отвегнуться себя – отвергнуться жесткой привязанности к прошлому опыту. Видению Истины мешает консерватизм и ригидность мысли человека. Истина сегодня здесь, завтра там. Если человек следует истине, то он должен идти за ней, а не привязывать к месту, где она была вчера. Не место важно, а сама Истина.

В отечественной школе исследования мышления (С.Л. Рубинштейн и др) была обнаружена важность для решения отвлечение от несущественных, но привлекательных условий задачи. В головоломках условия запутаны так, что очевидные и яркие стороны условий задачи являются несущественными, но привлекательными, а существенные завуалированы. Чтобы найти решение, надо не поддаться на яркость и обманчивость ошибочных условий, а искать существенные, но менее очевидные.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

В отечественной науке исследовалась и область решения нравственных задач (А.В. Брушлинский и другие). В исследованиях рассматривался момент, какие полезные нравственные ограничения учитываются при решении творческих задач.

Член -корр РАН Андрей Владимирович Брушлинский (фото из Яндекс Картинки)
Член -корр РАН Андрей Владимирович Брушлинский (фото из Яндекс Картинки)

Что советовали ученые, чтобы не попадать в ловушку ошибочного мышления?

  • Учитывать нравственные ограничения при решении творческих задач. Творчество есть всегда выход за пределы заданного, за исключением нравственных пределов, границы которых четки.
  • Не зацикливаться на своем прошлом опыте и понимании (отказаться от познавательной ригидности).
  • Внимательно вчитываться, вдумываться и понять три главные вещи: цель, условия и требования задачи. Задать себе вопросы: какова цель, что получить? Каковы условия, что дано? Каковы требования, что надо сделать?

Очень часто в требованиях творческих задач нет жесткости на способ ее решения, они допускают и предполагают поиск новых средств в заданных условиях. Требуется найти их, по- другому посмотрев на имеющиеся условия.

  • Не поддаваться на эмоциональные компоненты в мысли, возбуждаемые теми яркими сторонами задач, которые являются привлекательным, но не существенными для решения. Не эмоции, образы, домыслы, служат опорой, а сама Истина, и те существенные мало заметные признаки, через которые она обнаруживается в конкретных случаях.

Понравилось – ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями.