В 1954 году англичанка Барбара Кингстон познакомилась со своим будущим мужем по имени Станислав Хржановский. Он был родом из города Слоним, который до 1939 года принадлежал Польше, а затем вошел в состав Белорусской ССР. Во время войны он был три года оккупирован немцами. Там располагалось Слонимское еврейское гетто.
Барбаре и ее детям Станислав рассказывал, что воевал против Германии, а потом попал в концлагерь. Якобы после после того как в Польше установилось советское влияние, он эмигрировал в Британию. История звучала складно, и долгое время личность Хржановского не вызывала подозрений.
Станислав сократил имя до Стена, поселился в Бирмингеме, нашел работу на фабрике шин и стал отчимом для двоих детей Барбары Кингстон. Одним из них был 9-летний мальчик Джон. Его завораживало, что Стэн знает сразу три языка: белорусский, русский и польский.
Жутковатый отчим
По началу все складывалось благополучно, но со временем Стэн начал вести себя странно. Джон заметил, что на всей одежде отчима есть потайные карманы для оружия. К тому же сам Стэн говорил, что хранит где-то настоящий пистолет.
Также в мужчине проснулась внезапная жестокость он стал бить собаку обрезком кабеля, а своего пасынка лупил кусками резины, которые приносил с работы. Вместе с этим Стэн начал рассказывать Джону жуткие истории о том, как в неком польском замке младенцев бьют головами о стены и душат ремнями. Отчим вел повествование с большим энтузиазмом, показывая жестами, как именно устраивались расправы.
Завершали картину старые фотографии Стэна в красивой черной форме. Впрочем для маленького Джона они тогда ничего не значили.
Охота на нациста
В 1988 году до Маргарет Тэтчер дошли сведения, что на территории Великобритании проживает множество нацистских преступников. Тогда она заявила, что ее страна – не «банановая республика», где они могут безнаказанно скрываться. Был принят новый закон, который позволял судить военных преступников Второй мировой на территории Великобритании, и по стране начали разоблачать бывших нацистов.
К тому времени у взрослого Джона Кингстона уже скопились подозрения относительно отчима и он обратился в газету Sunday Express. Издание решило проверить информацию и отправило своего журналиста в белорусский Слоним. Там корреспондент стал искать местных жителей, заставших войну и показывать им фото Станислава Хржановского.
Шокирующие сведения не заставили себя ждать: одна женщина узнала на фото убийцу своего мужа, а другие свидетели утверждали, что человек со снимка вызывал людей на расстрелы и участвовал в них сам.
Вскоре газета опубликовала статью, которая ни кого не оставила равнодушным... кроме полиции. Никакой реакции со стороны властей не последовало. Тогда Джон Кингстон решил продолжить расследование сам. На этот раз он связался с корреспондентом BBC, который опять отправился в Белоруссию собирать показания свидетелей. Вот как вспоминал Станислава Хржановского священник католической церкви Слонима:
«Ему нравилось убивать, он чувствовал себя героем, у него было отличное настроение после казней. Очень серьезно относился к своей работе. Я особенно помню одну из казней – стоял в тридцати метрах и смотрел на него».
Еще одна женщина сразу вспомнила, как Хржановский пришел увести ее мужа и еще 200 человек на расстрел. Тот попытался убежать, но был застрелен в спину. Вместе с другими полицейскими Станислав закопал его тело в куче мусора.
Сюжет о палаче Слонимского гетто из Бирмингема вышел на BBC. После этого британская полиция все же инициировала проверку, но никаких обличающих улик не обнаружила. Однако деятельность журналистов нашла отклик в Германии, где охота на нацистов велась более активно.
В архивах удалось найти документы немецкой администрации Слонима, где Хржановский обнаружился в списке лиц, которых привлекали для казней. Благодаря новым сведениям стало возможным установить причастность Стэна к 30-40 убийствам. Более того стало известно, что еще как минимум 20 таких же палачей до сих пор проживают в Великобритании.
Однако правосудие так и не добралось до Станислава Хржановского. Он скончался в возрасте 96 лет прямо перед тем, как прокуратура Мюнхена выдала ордер на его арест. Через пол года не стало и Джона Кингстона. Он умер от лейкемии.
Из нацистов в британские шпионы
Впоследствии в биографии Станислава обнаружилась еще одна интересная страница: сотрудничество с британской разведкой. Журналисты совершенно случайно нашли его на снимке, сделанном в особом лагере для беженцев, где разведка вербовала иностранных агентов.
Данные об этой деятельности МИ-6 все еще засекречены, так что ничего нельзя утверждать наверняка. Однако британский эксперт по спецслужбам Стивен Доррил говорит, что у него нет сомнений в том, что Хржановский был связан с разведкой. С его знанием языков и мутным прошлым Стэн был настоящей находкой для спецслужб. Это может быть одной из причин, почему полиция годами закрывала глаза на его мрачную биографию.
Остается только гадать, сколько еще таких «Стэнов» мирно встретили старость под прикрытием спецслужб.
Как думаете, использование бывших нацистов на пользу страны-победителя оправдано или их однозначно стоило судить и сажать?